7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

группа «Рябинка»

 

6923_m

 

 

Воспитатели логопедической группы «Рябинка»:

1.Рыжих Екатерина Алексеевна -образование высшее, 1 категория, 25 года педстаж.

2. Павлова Марина Павловна -образование высшее, 1 категория, 14 лет педстаж.

 

SAM_4070
Рыжих Екатерина .Алексеевна. Воспитатель речевой группы «Рябинка» V вида с нарушением речи Образование: высшее, КГПИ -1991г общий стаж : 35 лет пед стаж: 25 лет стаж в МБДОУ: 20 лет, квалификационная категория 1
Павлова  Марина  Павловна -воспитатель группы компенсирующей направленности V вида "Рябинка" Образование высшее, 2 категория, 11 лет педстаж
Павлова Марина Павловна -воспитатель группы компенсирующей направленности V вида «Рябинка» Образование высшее, 1 категория,

 

 

 

 

Осенний утренник 2017 год

 

 

 

 

skanirovanie0019skanirovanie0020skanirovanie0021

sam_2791
Спортивный осенний досуг -2016г

 

Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш»

Подготовила: воспитатель коррекционной группы V вида Рыжих Е.А.

Уважаемые родители, работая с детьми младшего дошкольного возрастая я заметила, что не все дети могут правильно держать карандаш и у меня как взрослого человека возникли следующие вопросы, на которые я попытаюсь ответить и может эти ответы помогут и вам научить своих детей правильно держать карандаш.

Вопрос первый: В каком возрасте ребёнок начинает овладевать навыками письма? Овладевать навыками письма малыш начинает еще задолго до того, как становится школьником. Дело в том, что рисуя фломастерами или кистью, у ребенка развивается мелкая моторика, которая непосредственно в будущем влияет на подчерк. Но при этом важно еще в дошкольном возрасте пояснить малышу, как правильно располагать инструменты для письма в руке. Обучать малыша правильно держать в маленьких ручках карандаши необходимо начать уже тогда, когда ребенок, впервые попробует использовать их по назначению, т. е рисовать. Взрослым необходимо на собственном примере продемонстрировать, как следует захватывать карандаш. Затем правильно расположить карандаш в руке малыша. Но не стоит надеяться, что сразу после вашего показа ребенок усвоит полученные знания. Для того чтобы навык закрепился, понадобятся регулярные напоминания и дополнительные упражнения, направленные на укрепление кисти руки и развитие мелкой моторики.

Вопрос второй: Как научить правильно, держать карандаш? Карандаш следует держать тремя пальцами: средним, указательным и мизинцем на расстоянии 1 сантиметра от пишущего стержня. Безымянный палец и мизинец должны находиться в расслабленном состоянии. При этом кисть руки не должна быть напряжена. Если кисть напрягается, дайте возможность ребёнку встряхнуть рукой или сделать пальчиковую гимнастику для кистей рук Мы писали, мы писали, встряхивать руками и сжимать и Наши пальчики устали, разжимать пальцы Мы немножко отдохнем И опять писать начнем.

Вопрос третий: Нужно ли обучать дошкольника? Дело в том, что данный навык непосредственно влияет на дальнейшую успеваемость малыша в школе. Неправильный захват ручки значительно снижает скорость выполнения письменного задания. Кроме того, неверное расположение инструмента приводит к перенапряжению кисти руки и пальцев — это негативно отражается не только на подчерке школьника, но и приводит к снижению интереса и позитивного отношения к учебному процессу. Поэтому так важно на первых этапах ознакомления с карандашом приучить малыша, правильно его использовать. Магазины канцелярских товаров предлагают огромный ассортимент самых разных, порой необычных, карандашей, фломастеров, ручек. Безусловно, яркие красочные письменные принадлежности нравятся детям. Необходимо, в первую очередь, выбирать качественные канцелярские товары. Так, диаметр пишущего инструмента не должен превышать 1 сантиметра. Желательно остановить выбор на трёхгранных карандашах, так как они не скользят в руке и помогают правильно захватить карандаш.

4. Развиваем мелкую моторику пальцев. Необходимо тренировать маленькие пальчики, в частности, нужно развивать «щипковый захват». Для развития мелкой моторики эффективными являются следующие занятия: лепка из пластилина и соленого теста; отрывание кусочков бумаги; нанизывание и собирание бусинок; застегивание пуговиц; поиск мелких предметов в песке. Такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики, в частности, формируют захват предметов тремя пальцами. Приобретенный навык поможет малышу быстрее научиться, правильно держать карандаш в руках.

5 Эффективные приемы обучения Правильно — используйте Следующие приемы: Предложите малышу рисовать мелками, длиной не больше трех сантиметров. Захватить такой небольшой кусочек «кулачком» не получится, поэтому ребенок возьмет его с помощью трех пальцев. Объясните крохе, что карандаши нужно держать именно так. Дайте поиграть ребенку с прищепками. Для этого можно использовать готовые шаблоны. Например, расскажите о том, что ежик, потерял, свои иголки и попросите вернуть их на место — для этого нужно прикрепить прищепки к картонной заготовке животного. Обратите внимание дошкольника на то, как работают при этом его пальчики. Предложите, малышу карандаш (при этом напоминая про правильный захват, чтобы разукрасить ежа.

 

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ

1.ПРОГНОЗЫ-ПУГАЛКИ

Чmo гoвopяm взpoслыe…

«Нe нoсись – шeю свepнeшь»; «Будeшь плoxo eсmь – meбя любoй пoкoлomиm»; «Нe сmpoй poжи – нaвсeгдa maким oсmaнeшься». … и пoчeму эmoгo гoвopиmь нeльзя «В пaмяmь peбeнку вpeзaemся moлькo вmopaя чaсmь кoнсmpукции: “упaдeшь”, “пoкoлomиm”, “нaвсeгдa oсmaнeшься”, – гoвopиm дemский псиxoлoг Оксaнa Лысикoвa. – Пoэmoму вскope мaлeнький дeлaem вывoд, чmo жизнь oчeнь oпaснoe мepoпpияmиe, гдe нeпpияmнoсmи пoдсmepeгaюm нa кaждoм шaгу». Вскope мaмa мoжem oбнapужиmь, чmo ee бoйкий мaлыш «нeoжидaннo» сmaл poбким и нeлюбoпыmным.

Рaбoma нaд oшибкaми

Нe зaпугивaйme, a сmapaйmeсь зaинmepeсoвamь жeлaeмым пoвeдeниeм. Нaпpимep: «Если mы будeшь xopoшo кушamь, mo будeшь сильным и смoжeшь бысmpo eздиmь нa вeлoсипeдe»; «Если пoспишь днeм – нaбepeшься сил, смoжeшь дoлгo гуляmь в зooпapкe».

2. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ

Чmo гoвopяm взpoслыe… «Нe mpoгaй, сeйчaс oпяmь слoмaeшь!»; «Дaй я лучшe сaмa сдeлaю!». … и пoчeму эmoгo гoвopиmь нeльзя «Эmи фpaзы peбeнoк пoнимaem кaк “mы плoxoй, у meбя никoгдa ничeгo нe пoлучиmся”, – пpoдoлжaem Оксaнa Лысикoвa. – Эmo буквaльнo pушиm увepeннoсmь в сeбe и свoиx силax. В будущeм maкoй peбeнoк вpяд ли зaxoчem пoпpoбoвamь свoи силы в спopmивнoй сeкции или музыкaльнoй шкoлe». Рaбoma нaд oшибкaми

Сoвepшaя oшибки, peбeнoк paзвивaemся и выpaбamывaem увepeннoсmь в сeбe. Мы мoжeм eму пoмoчь фpaзaми: «Пoпpoбуй eщe paз!»; «Слoмaл? Нe сmpaшнo, сeйчaс пoчиним!».

3. СРАВНЕНИЕ

Чmo гoвopяm взpoслыe… «Мaшe moжe mpи, a oнa ужe мoem pуки сaмa!»; «Пoсмompи нa мaльчикa – oн никoгдa нe дepemся!». … и пoчeму эmoгo гoвopиmь нeльзя. Рeбeнoк нaчинaem сoмнeвamься – дeйсmвиmeльнo ли poдиmeли eгo любяm? А мoжem, сoсeдскую Мaшу всe-maки бoльшe? И нe уйдуm ли oни к нeй нaвсeгдa? В peзульmame вмeсmo «пoлoжиmeльнoгo пpимepa» peбeнoк пoлучaem сmpax и paсmepяннoсmь, a вмeсmo жeлaния пoдpaжamь сoсeдскoй Мaшe – peвнoсmь и жeлaниe дepнуmь ee кaк слeдуem зa кoсичку, чmoб нe былa maкoй xopoшeй.

Рaбoma нaд oшибкaми

«Гopaздo бoлee пpaвильнaя сmpameгия – усmpoиmь сopeвнoвaниe peбeнкa… с сaмим сoбoй, – счиmaem псиxoлoг. – Мeсяц нaзaд oн eщe нe мыл pуки сaм – a сeйчaс нaчaл; гoд нaзaд нe умeл кamamься нa вeлoсипeдe – сeйчaс гoняem бeз “спуmникoв”… Зaвeдиme кpaсивый жуpнaл успexoв и пpoсмampивaйme eгo вмeсme с мaлышoм. Нaпoминaниe o пpoшлыx пoбeдax пoдmoлкнem peбeнкa к нoвым дoсmижeниям».

4. ЗАХВАЛИВАНИЕ

Чmo гoвopяm взpoслыe…

«Ты у мeня сaмый умный (спoсoбный, кpaсивый…); «Кудa Сaшкe дo meбя!». … и пoчeму эmoгo гoвopиmь нeльзя «Пoсmapaйmeсь xвaлиmь нe сaмoгo мaлышa (“Ты у нaс сaмый paсчудeсный”), a eгo дeйсmвия (“Ты omличнo нapисoвaл”; “Ты xopoшo всe сдeлaл”), – сoвemуem Оксaнa Лысикoвa. – Инaчe peбeнoк oкaжemся слишкoм зaвисим om oдoбpeния oкpужaющиx и сmpeмиmься будem к пoxвaлe, a нe к дoсmижeнию цeли». Кpoмe moгo, скopo вaш мaлeнький oкaжemся в пepвoм дemскoм кoллeкmивe (сaдикe, шкoлe), гдe вpяд ли свepсmники mуm жe кинуmся пpизнaвamь eгo “звeзднoсmь”. А эmo мoжem сmamь дoвoльнo сильным paзoчapoвaниeм».

5. ОБВИНЕНИЯ

Чmo гoвopяm взpoслыe…

«Пepeсmaнь кpичamь – у мeня сeйчaс гoлoвa лoпнem!»; «У бaбушки чуmь сepдцe нe oсmaнoвилoсь!» и m. п. … …и пoчeму эmoгo гoвopиmь нeльзя Рeбeнoк вoспpинимaem всe буквaльнo. Чувсmвиmeльныe и эмoциoнaльныe дemки мoгуm пpeвpamиmься в мoлчaливыx mиxoнь – вeдь из-зa любoгo omкpыmoгo пpoявлeния эмoций у мaмoчки мoжem paзлememься нa куски гoлoвa! Кapaпузы пoшусmpee пoэкспepимeнmиpуюm с высomoй и гpoмкoсmью вoплeй, убeдяmся, чmo гoлoвы-сepдцa у всex цeлы, и нaчнуm игнopиpoвamь всe вaши пpизывы. Пoзжe эmи дemи вpяд ли пoсoчувсmвуюm вaм вo вpeмя бoлeзни – мaмa вeдь сmoлькo paз шуmилa, чmo eй бoльнo…

Рaбoma нaд oшибкaми

Лучший спoсoб спpaвиmься с paзбушeвaвшимся кapaпузoм – пepeключиmь eгo внимaниe нa игpу. Нoсиmся пo квapmиpe с пepвoбыmными вoплями – пoдoйдиme и шeпниme чmo-нибудь нa ушкo. Рeбeнoк зaинmepeсуemся… и чepeз нeскoлькo сeкунд oxomнo смeниm «кpичaлки» нa «шeпmaлки».

6. УЛЬТИМАТУМЫ

Чmo гoвopяm взpoслыe…

«Нe съeшь суп – mopma нe дaм»; «Нe убepeшь игpушки – мульmикa нe увидишь»; …и пoчeму эmoгo гoвopиmь нeльзя Вaш мaлeнький всe сxвamывaem нa лemу, пpaвдa? Вы xomиme чepeз пapу лem услышamь: «Нe дaшь пиpoжнoe – суп eсmь нe буду»; «Учиmь буквы?! Тoгдa купи вo-o-oн mу мaшину!»?

Рaбoma нaд oшибкaми

«Если пpиучamь к peжиму пoлучaemся moлькo чepeз ульmимamум, пpизoвиme нa пoмoщь игpу, – пpeдлaгaem Оксaнa Лысикoвa. – Нaпpимep, суп – эmo мope, в кomopoм плaвaюm кopaблики-oвoщи. Вaш “киmeнoк” oxomнo иx “пpoглomиm”».

7. ШАНТАЖ ЛЮБОВЬЮ

Чmo гoвopяm взpoслыe…

«Я meбя maкoгo нe люблю!»; «Ну и кmo с maким чумaзым дpужиmь будem?»; «Нe будeшь слушamься – любиmь нe буду!». …и пoчeму эmoгo гoвopиmь нeльзя Ещe ни oднoгo мaлышa эmи фpaзы нe зaсmaвили вeсmи сeбя xopoшo. «Нaпpomив, peбeнoк нaчинaem чувсmвoвamь силный сmpax и paсmepяннoсmь, – oбъясняem псиxoлoг. – И пыmaemся вepнуmь мaмин инmepeс любыми дoсmупными спoсoбaми – mo eсmь кaпpизaми и исmepикaми. Вeдь peбeнoк пoдсoзнameльнo чувсmвуem, чmo любoвь мaмы или ee omсуmсmвиe для нeгo вoпpoс выживaния, mуm ужe нe дo xopoшиx мaнep!» Нe гoвopя o moм, чmo шaнmaж любoвью мoжem пpивeсmи к низкoй сaмooцeнкe нa дoлгиe гoды: peбeнoк зaпoмниm, чmo сaм пo сeбe oн любви нe зaслуживaem, ну paзвe moлькo eсли будem выпoлняmь всe пoжeлaния oкpужaющиx.

Рaбoma нaд oшибкaми

Сaмoe вaжнoe для мaм «гpaммamичeскoe» пpaвилo: пo omнoшeнию к мaлышу слoвo «люблю» с чaсmицeй «нe» нe упompeбляemся. Исключeний из пpaвилa нem.

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ»

Подготовила: воспитатель коррекционной группы V вида Рыжих Е.А.

Период адаптации к школе занимает от 1 до 3 месяцев (до полугода). Весь уклад жизни ребенка меняется. Основные проблемы: – смена режима сна и питания (детей, которые не ходят в сад, желательно готовить к школьному режиму заранее, уже летом); – смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение длительного периода; – увеличение времени, проводимого без двигательной активности, сидя за столом, непривычно высокий уровень шума, толчея на перемене; – смена стиля общения со взрослым: учитель не ориентирован на опеку, заботу и защиту, ребенок может почувствовать себя одиноким; – необходимость полного самообслуживания в столовой, гардеробе, туалете; – необходимость самостоятельно организовать свое рабочее место, достать учебники из портфеля и разложить их; – необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и перемену; подчиняться правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции; – необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками; – увеличение объема интеллектуальной нагрузки. Социально-психологическая адаптация – процесс активного приспособления.

Существует 3 уровня адаптации (вы можете проверить, как проходит адаптация вашего ребенка):

1. Высокий уровень адаптации. Ребенок положительно относится к школе, предъявление требований воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебной программы, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и делает домашнее задание почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учебный материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по имени и фамилии лишь часть одноклассников.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждение, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Ребенок, которого не принимают родители или один из них, наиболее значимый, плохо адаптируется в школе, боится отметок и с трудом садится за уроки. Он принимает себя, если с раннего детства живет в атмосфере принятия его взрослыми. Семилетки проходят этап психологической адаптации к школе легче, чем шестилетки. Статус ученика требует от ребенка осознания и его специфической роли и позиции учителя, определенной дистанции в отношениях, понимания условности этих отношений.

Многим шестилеткам это трудно понять. Это связано с возрастным кризисом 7 лет. Ребенок попадает в сложную ситуацию: для него еще не потеряла своей актуальности игровая деятельность, в то же время социум уже предъявляет к нему новые требования, ставит перед необходимость присвоения соответствующих младшему школьному возрасту форм жизнедеятельности, где ведущей деятельностью выступает учебная. А ребенок еще не доиграл. Бесполезно наказывать его, требовать. От родителей требуется много терпения, доброжелательность.Можно серьезно, «по-взрослому», объяснить правила поведения, можно посетовать на огорчение, которое ребенок доставляет плохим поведением (выразить свои чувства), можно поставить в пример товарищей, но обязательно делать это наедине.

 

Консультации для родителей «Готовность ребёнка к школе» Подготовила: воспитатель коррекционной группы V вида Рыжих Е.А.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает: — к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); — он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; — ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; — должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: — ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; — толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; — нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; -ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает: — понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения; — наличие интереса к учению и получению новых знаний; — способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; — усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание. • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут. • Находить сходства и отличия между предметами, картинками. • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее. • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика. • Цифры от 0 до 10. • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. • Арифметические знаки: « », «-«, «=». • Деление круга, квадрата напополам, четыре части. • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3) Память. • Запоминание 10-12 картинок. • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п. • Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление. • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п. • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д. • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом. • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах. • Складывать пазлы без помощи взрослого. • Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика. • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге. • Выполнять аппликации.

6) Речь. • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. • Понимать и объяснять смысл пословиц. • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок. • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией. • Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир. • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее. • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

 

Памятки, рекомендации родителям.

Памятка для родителей будущих первоклассников

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Где они работают и кем?

5. Как называется город, в котором ты живёшь?

6. Какая река протекает в нашем городе?

7. Назови свой домашний адрес.

8. Есть ли у тебя сестра, брат?

9. Сколько ей (ему) лет?

10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?

11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну? 14. Сколько времён года ты знаешь?

15. Сколько месяцев в году и как они называются?

16. Где правая (левая) рука?

17. Прочти стихотворение.

18. Знания математики: — счёт до 10 (20) и обратно — сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше) — решение задач на сложение и вычитание

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

Консультация для родителей

«Развиваем речь, играя»

Подготовила: воспитатель коррекционной группы V вида Павлова М.П.

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во — первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах. Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним. По дороге из детского сада (в детский сад). «Я заметил» «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди. «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.» «Давай искать на кухне слова» Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр. «Угощаю» «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. «Приготовим сок» «Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.» «Доскажи словечко» Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: — Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.; — Медведь осенью засыпает, а весной… — Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный… — Мокрое бельё развешивают, а сухое… — Вечером солнце заходит, а утром… «Отгадай, кто это» Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят: — Прыгает, грызёт, прячется? (заяц) — Бодается, мычит, пасётся? — Крадётся, царапается, мяукает? — Шипит, извивается, ползает? Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это. «Отгадай предмет по его частям» — Четыре ножки, спинка, сиденье. — Корень ствол, ветки, листья. — Носик, крышка, ручка, донышко. — Корень, стебель, листья, лепестки. «Упрямые слова» Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях. «Исправь ошибку» Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно. Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика. «Перепутанница» «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»

Консультация для родителей и воспитателей

«Характеристика дидактических игр и упражнений, влияющих на развитие образности речи детей»

Подготовила: воспитатель коррекционной группы V вида Павлова М.П.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Всё это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе. Словесные игры не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания. Некоторые дидактические игры для старших дошкольников строятся на соревновании в сообразительности, умении быстро припомнить, мобилизовать свои знания, дать точный ответ. К таким играм относится народная игра «Фанты», где надо заменять самые употребительные слова: «белое», «чёрное», «да», «нет». Очень распространена игра «Наоборот», в которой требуется быстро найти противоположное понятие, грамматически точно его назвать: «зло» — «добро», «злой» — «добрый». Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. Развитие словесного творчества на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести по разным направлениям. Прежде всего, необходимо обращать внимание детей на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывать целенаправленные наблюдения (например, за проезжающим транспортом). Затем перед детьми ставится вопрос в необычной форме (как по сказочному сказать, о чём гудит – рокочет мотор?), а после этого они придумывают сказку о грузовике и грузовичке. Аналогично проводятся наблюдения за деревьями. Дети придумывают, о чём они могут разговаривать, а затем сочиняют сказки о дереве и деревце. После чтения сказок дети, отвечая на вопросы, отмечают необычные выражения и слова, различные по смысловым оттенкам (белка – белочка, лиса — лисонька). В своих сказках, тема которых даётся по аналогии с прочитанной. Дети наделяют персонажей необычными качествами, используя антонимы и другие средства противопоставления, в которых имеются слова с разными смысловыми оттенками. Задание на составление сказок на основе парного сопоставления (о ёлке и ёлочке, о ветре и ветерке) ставит детей в такую творческую ситуацию, в которой они задумываются над различными характеристиками сказочных персонажей. Таким образом, для развития образности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию и постоянно работать над пониманием прямого и переносного значения слова, его смысловых оттенков, что приведёт к уместному и точному употреблению образных слов и выражений в сочинениях детей. В обучение включается работа над смысловыми оттенками значений знаменательных частей речи (домик – домище; играть – проиграть; умный — умнейший), пониманием смысловой близости и различия разнокоренных синонимов, а также над пониманием словосочетаний в переносном значении (лес дремлет; злая зима). Специально разработанные игры и упражнения на образование смысловых оттенков значений имён существительных (книга – книжка — книжонка), глаголов (бежал — забежал), прилагательных (умный — умнейший), на подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям (по всем частям речи), на развитие понимания переносного значения многозначного слова позволяют сформировать у детей навык переноса в свои сочинения слов с различными смысловыми оттенками, отражающими эмоциональное состояние, настроение, чувства героев, характеристику персонажей. С одной стороны, речевые игры и упражнения качественно развивают словарь, с другой – они являются важным подготовительным этапом для развития связной монологической речи. Возможности старших дошкольников понимать художественный образ являются условием переноса этих представлений в словесное творчество, а взаимосвязь разных видов искусства (музыки, литературы, живописи) влияет на употребление разнообразных языковых средств при построении связных высказываний. Старший дошкольник способен воспринимать художественный образ живописного произведения и соотносить это восприятие с созданием словесного образа, который он передаёт в собственном сочинении. Здесь речь идёт не о прямом описании или рассказе по содержанию картины (что часто наблюдается в практике работы дошкольных учреждений), а о восприятии образа произведений, будь то пейзаж, натюрморт или жанровая картина, и о дальнейшем осмыслении его, умении передать свои впечатления в словесном творчестве. Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется чёткая структура, содержатся разнообразные средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения). Ребята не только могут составить рассказ или сказку на тему, изображённую на картине, но и замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно. На всех этапах опытного обучения необходимо серьёзное внимание уделять развитию всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлением с художественной литературой. Для занятий по ознакомлению с художественной литературой надо отобрать произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), которые соотносятся тематически, по имени разных героев, или объединяются общими персонажами, но имеют разные сюжеты и различное развитие действий (событий). Каждое из занятий по литературе знакомит детей с содержанием и художественной формой произведения, обращает их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включает творческие задания. После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, необычные слова, сказанные персонажами, насколько оценка героев совпадает с представлениями самих детей. Затем дети выполняют творческие задания, целью которых является: — уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением; — придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам; — подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонаж, его настроение, состояние, действия и поступки; — драматизация наиболее интересных отрывков произведений. Развитие словесного творчества осуществляется как на занятиях, так и вне их. На фронтальных занятиях детей обучают включению в текст диалогов действующих лиц, развивают умение соединять структурные части высказывания (начало, середина, конец) разнообразными способами цепной (через местоимения, лексический повтор, синонимическую замену) и параллельной связи. Вне занятий проводится индивидуальная работа с детьми, в которой особое внимание уделяется развитию умений выстраивать самостоятельные сочинения в логической последовательности, с использованием разнообразных образных слов и выражений. Результатом проведённой работы может стать сочинение детьми сценариев по мотивам знакомых литературных произведений, постановка спектаклей на их основе, умение импровизировать по ходу развития действия. Основная задача развития образной речи – заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть. В старшей группе детей учат замечать выразительные средства при восприятии содержания литературных произведений. Детям дошкольного возраста можно предложить следующие игры и упражнения для развития образности речи. Например, можно предложить послушать и сравнить два описательных текста об осеннем лесе: один из которых был составлен Знайкой, а другой – поэтом Цветиком. Знайка дал научное, энциклопедическое описание леса в осенний период: «Осенью в лесу происходят изменения. Лиственные деревья меняют окраску с зелёного на жёлтый и красный цвет. Постепенно листва с ветвей опадает, образуя на земле толстый слой из опавших листьев. Деревья становятся голыми ». Цветик предложил художественное описание осеннего леса, в котором использовал средства образности, передающие его восхищение яркими красками золотой осени: «Красиво в осеннем лесу! Лёгкая дымка окутывает деревья. Всё вокруг окрашено в золотисто-жёлтый цвет. Только кое-где краснеют листья осины, торжественно переливаются багряно — золотые клёны и красно-бронзовые дубы. Осеннее солнце отдаёт последнее тепло. Его мягкие лучики озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Всё гуще становится под ногами разноцветный ковёр из опавших листьев, закрывая последние участки бурой травы. Красота осеннего леса очаровывает и манит под свои покровы». В последующей беседе дети определяют отношение Цветика к красоте осеннего леса, уточняют, какие слова использовал поэт для описания деревьев, листвы, солнца. Так дети начинают видеть различия между текстами без использования и с использованием авторской оценки. Дальнейшее задание направлено на закрепление представлений о художественном описании. «Укажи, что лишнее». Исправить текст, написанный в деловом стиле: убрать нехарактерные для него «красивые» слова – сравнения и эпитеты. «Из зоопарка пропал белый медведь. Работники зоопарка написали неверное заявление, в котором есть лишние слова: ,,Вчера из зоопарка украли белого медведя. Наш медведь очень большой, ему три года. Он белый как снег. У него красивая пушистая шуба. Мохнатый великан ростом примерно 2 метра. Отличительные признаки: ободранное левое ухо,,». В этом задании лишние слова и выражения следующие: «белый как снег», «красивая пушистая шуба», «мохнатый великан». Такие задания помогают детям понять назначение делового описания и увидеть разницу между художественным стилем и научным, деловым текстом. Полученные детьми представления о художественном описании позволяют углубить работу по развитию языковой образности путём формирования навыков использования в речи сравнений, эпитетов, метафор и олицетворений. Сравнение является одним из основных средств лексической выразительности, помогающим создавать словесный образ предмета или явления в художественном тексте. Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Эффективными оказываются упражнения на поиск и анализ средств образности в художественном тексте. Для поиска сравнений дошкольников можно знакомить со стихотворением И. Бунина «Листопад» и рассказом М. Пришвина «Птицы и листья». Анализ сравнений в художественном тексте предполагает ответ на вопрос: «Почему автор так сказал?», обсуждение образных выражений: «лес, точно терем расписной», «как вышки, ёлочки», «листья, как мыши». Подобные упражнения способствуют осознанию и запоминанию образных выражений, развитию языкового чутья, формированию навыков использования образных средств в речи. Аналогичную работу можно проводить не только на речевых занятиях. В повседневной жизни детям можно загадывать загадки, читать стихотворения. Воспитатели побуждают дошкольников не только объяснять встречающиеся в речи, в книгах образные выражения, но и подбирать новые сравнения к словам. Приведём пример речевого упражнения на сравнение. Почему похожи? Цель. Закрепить умение выделять признак сравнения и называть его. Материал. Картинки, на которых изображены мухомор, божья коровка, шляпа; мячик, апельсин, тучка; снег, вата, мороженое; тигр, зебра, шершень и т.д. Ход занятия Детям раздают картинки с изображением тигра, мухомора, мячика, снега. Затем перед ними раскладывают другую группу картинок, среди которых необходимо выбрать два предмета, похожих на тот, что у них в руках, и сравнить их, выделяя признаки: «Тигр такой же полосатый, как зебра, а по цвету похож на шершня», «Мухомор такой же пятнистый, как божья коровка, а по форме похож на шляпку», «Мячик такой же круглый, как апельсин, и такой же синий, как тучка», «Снег такой же белый, как котёнок, и такой же холодный, как мороженое». Метафора компактнее, выразительнее и благозвучнее, чем простое сравнение. В сжатом, свёрнутом виде она заключает в себе целую картину и позволяет автору наглядно изобразить предметы и явления. Приведём пример речевого упражнения на нахождение метафоры. Цель. Научить детей находить метафоры. Ход занятия Воспитатель предлагает детям словосочетания, а дети должны найти метафоры. Высокая гора, мачты сосен, взрыв негодования, интересные новости, корень петрушки, хвост поезда, вкусная каша, сильный взрыв, грива лошади, мачты корабля, зигзаг судьбы, прилив нежности, свежие новости, гора мусора, корень зла, пушистый хвост, детская улыбка, острая иголка, грива волос, знак препинания, морской прилив. Назначение эпитета – подчеркнуть какой – либо признак предмета, действия или события. Основные критерии художественности эпитета – точность, естественность, свежесть и оригинальность. Эпитет возникает на основе переносного значения слова. Приведём пример речевого упражнения на образование эпитетов. Цель. Научить детей образовывать прилагательные. Ход занятия Воспитатель предлагает детям продолжить ряд эпитетов. Ветер – вольный… Воздух – ароматный… День – безветренный… Дождь – бесконечный… Мороз – бодрящий… Небо – голубое… Трава – бархатистая… Олицетворение – художественное изображение, состоящее в наделении неодушевлённых предметов, явлений природы способностями и свойствами живых существ. Приведём пример речевого упражнения на понимание и употребление олицетворений. Цель. Учить понимать и употреблять олицетворения. Ход занятия Воспитатель предлагает детям из двух предложений выбрать то, в котором говорится о том, что бывает на самом деле. Ёжик влез на пенёк. – Опёнок влез на пенёк. Человек в окно стучится. – Весна в окно стучится. Ребёнок проснётся. – Весна проснётся. Человек оденется. – Лес оденется. Девочка плачет. – Сосулька плачет.