7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

«Ступеньки к здоровью» проект спортивного клуба.

  1. Санчыт Саяна Балчыр -ооловна: молодой специалист, образование высшее ТГУ -2016г, 

 

ПРОЕКТ СЕМЕЙНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА «СТУПЕНЬКИ К ЗДОРОВЬЮ»

Адрес Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Правобережная, 40/1, МБДОУ № 39 «Сказка»

Проект Семейный спортивный клуб «Ступеньки к здоровью»

Руководители проекта: Мороз И.В., заведующая МБДОУ Воротникова Т.Г., старший воспитатель Проект подготовили: Мороз И.В., заведующая МБДОУ Воротникова Т.Г., старший воспитатель Лопарева А.С., педагог — психолог Аннотация Основная направленность проекта: поиск методик, способствующих формированию культуры здорового образа жизни у участников образовательного процесса. Проект направлен на формирование здорового образа жизни и будет происходить успешно, если: • В ходе реализации проекта будет обеспечено осмысление личной значимости здорового образа жизни; • Каждый человек будет успешен в жизнетворчестве; • Будет обеспечена организация деятельности детского сада, семьи, учреждений социума в целях сохранения и укрепления здоровья участников программы. Направленность проекта Практико-ориентированный Сроки реализации 2014 -2015гг. Целевая группа Дошкольники от 3 до 7 лет и их родители, педагоги ДОУ Определение проблемы Здоровье человека — важный показатель его личного успеха. Если у детей с раннего возраста воспитывать ценностные ориентации на здоровый образ жизни, то в последующем у них появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, преступность. Основная задача клуба и ДОУ – помочь подрастающему поколению в формировании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, способствовать духовному и интеллектуальному развитию, сохранению как физического, так и психического здоровья. Семейные спортивные клубы на базе ДОУ – требование времени – одна из форм организации досуга детей и их родителей. Педагогами применяются такие методы, как информационный эвристический, исследовательский и другие методы. Основные формы клубной работы – массовая, групповая, коллективная, индивидуальная. Виды клубной работы: поисково- исследовательская, пропагандистско- организаторская и др. Все это влияет на выработку у детей положительных ценностных ориентаций. Для участников объединения важны самовыражение и творческое удовлетворение. А сочетание коллективного и индивидуального вклада в творческий процесс дает высокий результат. Воспитательные задачи будут успешно решаться, так как деятельность ребят имеет общественно полезную направленность, а результаты работы — практическое применение. Цели и задачи • Главной целью деятельности клуба стоит Человек и ценности, связанные с развитием личности. Спорт как одна из составляющей социальной жизни человека, вступающего в жизнь, полной творческих интересов и социальных опасностей. • Построение активной социальной, в том числе, и здоровьесберегающей воспитательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения Целевые индикаторы Показатели: — ежемесячный мониторинг по выявлению уровня заболеваемости среди детей; — формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни через ежегодные мониторинговые исследования по выявлению злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних; — повышение духовно – нравственной культуры, патриотизма у детей через ежегодные мониторинговые исследования по воспитанности; — доля охвата (в процентном соотношении к общему количеству детей, посещающих ДОУ их родителей), охваченных спортивно-массовыми мероприятиями в рамках клубной работой. Технологии реализации Подходы: личностно-ориентированные, социальные, психолого-педагогические, здоровьесберегающие, организационно – педагогические, психолого-педагогические, учебно – воспитательные, лечебно — оздоровительные. Мероприятия: малые олимпийские игры, фестиваль «Познай свой край, познай своих соседей», фестиваль «Найырал».Многоборье по национальным играм «Шагаа», «Здоровье – это жизнь», «Спорт в жизни людей». Формы работы: Индивидуальные, групповые, массовые. Методы:Коррекционно-развивающие, информационно-обучающие, лечебно-оздоровительные, профилактические. Методическая разработка Методические рекомендации, памятки Финансирование Общий бюджет: бюджет ДОУ Добровольные пожертвования, гранды. Дополнительное оборудование Спортивное оборудование для спортивной площадки Ожидаемые результаты 1. Создание благоприятных условий для формирования здоровой личности детей раннего возраста. 2. Стабилизация, а затем улучшение основных показателей здоровья участников программы. 3. Повышение психолого-педагогической компетентности участников программы по вопросам саморегуляции и способам укрепления и сохранения здоровья. Информационное сопровождение Информационный сайт ДОУ Перспективы реализации Распространение опыта по Республике Тыва В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» , в национальном проекте «Образование», большое внимание уделяется широкой пропаганде здорового образа жизни, популяризации физической культуры и спорта среди детей и молодежи, сохранению и укреплению их здоровья. Данная проблема – сохранение и укрепление здоровья актуальна и в нашем детском саду: Сравнительный анализ заболеваемости Заболевания 2011-12 уч.год 2012-13уч.год 2013-2014уч.год. ОРВИ 118 135 124 Ангигина 10 5 — Бронхит 2 2 4 Пневмония — 1 1 Отит 3 2 1 Гайморит — 1 — Ветреная оспа — — 61 Другие 36 32 11 Вывод: число заболеваний приходится на 2013 -2014уч.год, что составляет 2 случаев заболеваний на одного ребенка. Это обусловлено тем, что произошла вспышка «ветреной оспы», которая составила: 27,4 % от общего количества заболеваний. Необходимо улучшить работу по профилактике респираторных заболеваний. Распределение детей по группам здоровья № Возрастные группы Общее количество Группы здоровья 2013-2014год 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 1 1 младший возраст — — — — — 2 2 младший возраст 32 3 29 — — 3 Средний возраст 24 2 22 — — 4 Старший возраст 41 5 36 — — 5 Подготовительная к школе группа 33 7 26 Итого 130 17 113 — — Вывод: из общего числа детей только 13% имеют 1 группу здоровья, остальные 87% имеют 2 группу. Необходимо усовершенствовать методику оздоровления. Будущее нашей Республики, страны – в руках молодежи. От того, насколько развитым социально, духовно, интеллектуально, физически будет молодое поколение, зависит и наш завтрашний день. Чем более массовыми будут занятия физкультурой и спортом, тем более здоровым будет поколение в будущем. Самое главное, что все физкультурно – оздоровительные, спортивно – массовые мероприятия, организованные и проводимые в рамках клубной работы будут способствовать: • избавлению многих от вредных привычек; • противостоянию роста подростковой и молодежной преступности; • созданию эффективной модели социализации несовершеннолетних группы риска; • внедрению новых технологий спортивных, физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и позитивного имиджа современника среди несовершеннолетних. Роль образовательного учреждения в позитивной социализации несовершеннолетних и молодежи (а наши дошкольники и их родители и есть наше будущее – наша молодежь сегодня и молодежь будущего) огромна, так как рядом собразовательным учреждением всегда существует окружающая среда, и проблема заключается в том, что зачастую ОУ находится в явной оппозиции к ней. Система образования получает ребёнка из окружающей социальной среды как личность, формирование которой уже начато семьёй, микросредой. Образовательное учреждение обязано дать растущему человеку возможность понять себя, окружающий мир, найти в нём своё место и получить в системе образования то, что сделает достижимым его конкретные жизненные цели. Это требует интенсификации процессов воспитания и усиления социально-педагогических, интегрирующих функций ОУ. Для этого необходимо построить такую систему, которая обеспечит участникам программы необходимые социально-педагогические условия для их жизнетворчества. Готовность ОУ к сотрудничеству с семьёй и другими социальными институтами является одной из характеристик открытости, признаком демократичности. Одним из главных условий социального партнёрства со стороны образовательного учреждения является его автономность, готовность к самостоятельному определению стратегии развития, возможность влияния на местную образовательную политику с целью создания единого здоровьесберегающего психологически безопасного воспитательного пространства. Главной целью деятельности клуба стоит Человек и ценности, связанные с развитием личности, так как физкультура и спорт являются одной из составляющей позитивной социальной жизни молодого человека, вступающего в жизнь, полной творческих интересов и социальных опасностей. Построение активной социальной, в том числе, и здоровьесберегающей воспитательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения у всех участников программы– основная задача ДОУ на современном этапе. Социальный состав семей Место работы Состав семей Группы Кол –во детей Без работы Служа-щие Рабочие И.П. Пенсио-неры студенты Много-детные сироты неполные Мать одиночка полные Группа «Сайзанак» 19 0 14 4 1 0 0 3 0 0 0 19 Группа «Ладушки» 24 0 19 5 0 0 0 5 0 5 0 19 Группа «Вишенка» 7 4 1 1 1 0 0 1 0 1 1 4 Группа «Чел ээш» 25 2 13 7 3 1 1 4 0 8 0 17 Группа «Берез ка» 25 1 6 16 2 0 0 7 0 4 0 21 Группа «Рябинка» 17 0 14 3 0 0 0 4 0 0 0 17 Группа «Буратино» 18 2 12 4 0 0 0 1 0 3 0 15 На данный момент для дошкольников и их родителей нет возможности бесплатно заниматься интересной для них и социально одобряемой деятельностью. Многие спортивные, досуговые и развлекательные учреждения требуют материальных и финансовых затрат, которые не могут себе позволить молодые семьи. А это ведет к тому, что самая активная часть населения остается не занятой и проводит свободное время способами, которые приводят к неблагоприятным последствиям: употребление ПАВ, мелкое хулиганство и совершение правонарушений. Для решения этих проблем – профилактики асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи (а родители наших дошкольников и есть молодежь), формирование единого здоровьесберегающего психологически безопасного воспитательного пространства — на базе МБДОУ № 39 «Сказка»и будет создан семейный спортивный клуб «Ступеньки к здоровью»с 1 сентября 2014 года. Данный клуб является структурным подразделением МБДОУ № 39 «Сказка» г. Кызыла для детей от 3 лет и до 7 лет и их родителей. Свою деятельность клуб будет реализовывать на основе Положения о семейном спортивном клубе «Ступеньки к здоровью», расписания, графика массовых спортивных мероприятий (см. приложения 1 — 3).Кроме спортивно – массовых, физкультурных, оздоровительных мероприятий, в рамках клуба планируется проведение информационно – консультативных «минуток» в интерактивном режиме. Информационно – консультативные «минутки» проводятся 1 раз в месяц (см. приложение4) с целью повышения теоретических и практических знаний по сохранению и укреплению здоровья, развитию коммуникативных умений и навыков, овладению навыками саморегуляции в целях укрепления и сохранения здоровья всех участников проекта.«Минутки» проводятся в тренинговом режиме, а по желанию членов клуба — аутогенные тренировки, музыкотерапия. Ведь здоровье человека — важный показатель его личного успеха. Если у детей и их родителей появится привычка к занятиям физкультурой и спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, преступность. Основная задача клуба и ДОУ – помочь подрастающему поколению в формировании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, способствовать духовному и интеллектуальному развитию. Подходы: личностно-ориентированные, социальные, психолого-педагогические, здоровьесберегающие, организационно – педагогические, психолого-педагогические, учебно – воспитательные, профилактические и др. Формы реализации:индивидуальные, групповые, массовые. Ожидаемые результаты: 1. Создание благоприятных условий для формирования здоровой личности несовершеннолетних, создание психологически безопасной социальной среды. 2. Стабилизация, а затем улучшение основных показателей здоровья участников программы. 3. Повышение психолого-педагогической компетентности участников программы по вопросам саморегуляции и способам укрепления и сохранения здоровья. Приложение 1 Положение о семейном спортивном клубе « Ступеньки к здоровью » МБДОУ № 39 «Сказка» г. Кызыла Республики Тыва 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность семейного спортивного клуба «Ступеньки к здоровью» МБДОУ № 39 «Сказка» г. Кызыл Республики Тыва и утверждается заведующей ДОУ. 1.2.Семейный спортивный клуб «Ступеньки к здоровью» (далее – клуб) является структурным подразделением МБДОУ № 39 «Сказка» г. Кызыл Республики Тыва. 2. Цели и задачи клуба 2.1. Клуб создается в целях активизации и осуществления спортивной и физкультурно-оздоровительной работы среди семей дошкольников, педагогов ДОУ. 2.2. Формирование мотивационно -ценностного отношения к физической культуре и спорту, здоровому образу жизни и социальной активности. 2.3. Пропаганда и популяризация среди дошкольников и их родителей здорового образа жизни. 2.4. Формирование общественного мнения в поддержку здорового образа жизни. 2.5. Воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине. 3. Основные виды деятельности клуба 3.1. Организаторская работа физкультурного актива. 3.2. Агитационно-пропагандистская работа в области физкультуры и спорта. 3.3. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы. 3.4. Проведениеи участие в спортивно-массовыхмероприятиях,соревнованиях (в соответствии с планом, по согласованию с администрацией ДОУ). 4. Основные принципы деятельности и управление клубом Клуб создается и функционирует при МБДОУ № 39 «Сказка» г. Кызыл Республики Тыва. 4.1. Для достижения установленных целей и решения поставленных задач администрация ДОУ предоставляет клубу спортивные сооружения, спортивное оборудование и спортивный инвентарь, обеспечивает секционные занятия и другие мероприятия учебно-вспомогательным персоналом. 4.2. Руководителем клуба назначается заведующим МБДОУ. 4.3. Руководитель клуба осуществляет руководство текущей деятельностью, планирует и организует работу клуба, составляет расписание проведения секций, график спортивно – массовых мероприятий, конкурсов, соревнований и др. мероприятий; составляет отчет и анализ работы по итогам работы за полугодие, учебный год. План работы клуба и другие документы, регламентирующие деятельность клуба, утверждаются руководителем ДОУ и согласовываются со старшим воспитателем. 4.4. Руководитель клуба в своей деятельности подотчетен руководителю ДОУ, старшему воспитателю,он имеет право представлять интересы клуба в учреждениях, организациях, предприятиях, связанных с решением целей и задач клуба. 4.5. Органом управления клубом является собрание представителей администрации клуба – старшего воспитателя, руководителя клуба и членов физкультурного актива. Члены физкультурного актива избираются из членов клуба общим голосованием в количестве 3 человек (из родителей дошкольников, педагогов). 4.6. Общее собрание членов клуба созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Собрание считается правомочным, если на нем присутствуют 70% от общего числа участников, решение принимается большинством голосов. 5. Члены клуба, их права и обязанности 5.1. Членами клуба могут быть дети, посещающие ДОУ и их родители (законные представители, а также другие дети данной семьи, не старше 7 лет), которые разделяют цели клуба. 5.2. 5.2.Условия и порядок приема в члены клуба 5.2.1. Кандидат в члены клуба записывается у руководителя клуба и становится членом клуба. 5.2.2. Руководитель знакомит кандидата в члены клуба с настоящим Положением и представляет заявителя на ближайшем Общем собрании членов клуба. 5.2.3. Прием кандидата в члены клуба производится по решению Общего собрания членов клуба, принятому 3\4 голосов членов клуба, присутствующих на Общем собрании. 5.3. Член клуба имеет право: — получать информацию о деятельности клуба в соответствии с настоящим Положением; — члены клуба и их дети до 7 лет имеют право пользоваться спортивной базой, спортивным инвентарем, посещать мероприятия, проводимые клубом; — заниматься под руководством инструктора в группе (команде) по выбранным видам спорта, культивируемых клубом; — по своему усмотрению выходить из членов клуба, предупредив о выходе руководителя клуба, который делает соответствующую отметку в журнале посещений. 5.4. Член клуба обязан: — выполнять требования настоящего Положения; — участвовать в деятельности клуба; — предоставлять информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с деятельностью клуба; — приходить строго по расписанию; — не использовать нецензурные выражения; — приходить в трезвом состоянии, не распивать алкогольные напитки; — не курить (а если члену клуба более 18 лет и он курит, то не курить на территории клуба, ДОУ); — не портить имущество клуба и ДОУ. 5.5. Исключение из членов клуба 5.5.1. Член клуба может быть исключен из членов клуба по решению общего собрания в следующих случаях: — нарушение Положения клуба; — осуществление деятельности, нарушающей действующее законодательство, либо дискредитирующей цели клуба. 5.5.2. Порядок исключения из членов клуба: инициатором исключения из членов клуба может быть любой член клуба. Решение об исключении из членов клуба принимается остающимися членами клуба. Решение оформляется в виде письменного документа, состоящего из трех частей: мотивировочной части, объяснений исключаемого члена клуба и резолютивной части решения об исключении, подписанного всеми остающимися членами клуба с указанием даты подписания каждым членом клуба. 5.5.3. Член клуба считается исключенным со дня, следующего за днем подписания решения об исключении всеми членами Общего собрания клуба. 6. Финансовая деятельность клуба 6.1. Источниками формирования имущества клуба могут быть: — добровольные взносы и пожертвования; — целевые взносы; — поступления от проводимых спортивных и иных мероприятий; — другие, не запрещенные законодательством поступления. 6.2. Доходы клуба не могут быть распределены между членами клуба и используются исключительно в целях улучшения спортивной материально – технической базы клуба, ДОУ. 6.3. Финансовая деятельность клуба осуществляется через администрацию ДОУ Приложение 2 Расписание секций семейного спортивного клуба «Ступеньки к здоровью» № Название Руководитель Дни проведения Время проведения 1. Борьба «Хуреш» Инструктор по ФИЗО Учитель тувинского языка Четверг 15.30-16.00 2. «Кажыктаар» Инструктор по ФИЗО Учитель тувинского языка Пятница 15.30 -16.00 3. «Городки» Инструктор по ФИЗО Воспитатели Среда 15.30 -16.00 4. «Лапта» Инструктор по ФИЗО Воспитатели Вторник 15.30 -16.00 Приложение 3 График массовых спортивных мероприятий семейного спортивного клуба «Ступеньки к здоровью» Месяц Название темы Ответственные Октябрь «Малые олимпийские игры» Инструктор по ФИЗО Воспитатели Январь «Зимняя спартакиада» Инструктор по ФИЗО Воспитатели Апрель « Зарница» Инструктор по ФИЗО Воспитатели Июль Фестиваль народных игр Инструктор по ФИЗО Воспитатели Учитель тувинского языка Приложение 4 Программа информационно – консультативных «минуток» «Здоровье и гармония» для членов семейного спортивного клуба «Ступеньки к здоровью» Цели и задачи: повышение теоретических и практических знаний по сохранению и укреплению здоровья; развитие коммуникативных умений и навыков; овладение навыками саморегуляции в целях укрепления и сохранения здоровья. Сроки проведения Тема Сентябрь Физическое здоровье Практикум: самооценка физического здоровья Октябрь Психическое здоровье Практикум: самооценка психического здоровья Ноябрь Социальное здоровье Практикум: определение адаптационного потенциала Декабрь Душевное здоровье и культура Практикум: аутогенная тренировка Февраль Здоровье и образ жизни Практикум: проведение опытов Март Психическаясаморегуляцияи здоровье Практикум: музыкотерапия Апрель Психологическая устойчивость личности Практикум: тренинг выработки навыков противостояния давлению среды Литература 1. Клонингер С. Теории личности: познание человека. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. 2. Крукович Е. И. Тренинг уверенности: основы профессионального мастерства: Учеб.- метод. пособие. — Минск: Изд-во БГУ, 2001. 3. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы: Учеб.пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 4. Куликов Л. В. Осознание здоровья как ценности //Психология здоровья / Ред. Г. С. Никифоров — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — С. 240-284. 5. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Ред. Г. С. Никифоров. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 6. Куликов Л. В. Психология настроения. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 7. Курганский Н. А. Целеполагание и его мотивационные детерминанты при неврозах // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 6. 8. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности // Психология: Учебник / Ред. А. А. Крылов. — М., 1998. — С. 484-494. 9. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. 10. Стефаненко Г. Г. Этнопсихология. — М., 1999. 11. УрванцевЛ. П. Психология в соматической клинике: Учеб.пособие. — Ярославль, 1998. 12. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992. 13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М., 1993.