7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Этнокультурный компонент в воспитании детей дошкольного возраста

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ — народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.
Традиции народа — это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это — живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.
Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.
Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира [1].

Этнокультурное воспитание — это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства [2]. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Этнокультурная составляющая образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования основывается на таких принципах, как:
• принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагающий расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;
• построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;
• принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.
В последние годы мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому для нас стала актуальна проблема — найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания стали следующие.
Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада позволило нам познакомить детей с историей развития человечества, воспитать толерантное отношение к разным народам, проживающим на территории Республики Тыва, способствовало поликультурному развитию дошкольников. Так в ходе занятий по народной культуре, в нашем детском саду, дети могут познакомиться и поиграть в тувинские, русские народные игры.
Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устного народного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей. Фольклорные тексты естественно включаются педагогами в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).
Декоративно-прикладное искусство разных народов, в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания).
Поликультурное пространство музея. Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам. Современные технологии делают доступными и интересными процесс приобщения дошкольника к различным культурам в условиях музей. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации детского мини-музея.

В нашем дошкольном учреждении открыта этнографическая комната «Русская изба». В экспозиции размещены предметы русского быта: прялка, ухваты; в сундуке хранятся рушники, вышивки, скатерти; оформлен «красный угол» с иконами; стол, накрытый старинной скатертью, на котором водрузился старинный самовар. Часть предметов являются подлинными — собранными сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, а часть — имитационная, приближена к настоящим. В нашем музее мы постарались выдержать тематику и стиль оформления русской избы XIX века.
Помимо «Русской избы» в детском саду созданы: в группах воспитателями патриотические уголки, где размещены элементы быта русского, тувинского народов (макет тувинской юрты в комнате учителя тувинского языка, русской избы); куклы в национальных костюмах; предметы декоративно-прикладного искусства. Основные задачи работы: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских и тувинских национальных традиций, знакомство с устным народным творчеством, предметами материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.
Посещая «Русскую избу», кабинет тувинского языка детского сада, дети погружаются в «старину»: учат присказки и сказки, сидя на лавочке возле русской печи; поют и водят хороводы, играют в народные игры; отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.
Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление и очень важно, чтобы экспонаты были не только предметами, а демонстрировались в действии: например русский костюм и предметы русского быта использовались на фольклорных праздниках, досугах, при разыгрывании этнографических спектаклей. И как приятно, напевая колыбельную песню, покачивать детскую люльку, подвешенную к потолку.
В избе дети попадают в сказку, а непонятные и забытые слова (дровеньки, горшки, чугунки, лапти, прялка) становятся для них знакомыми и родными; потешки, прибаутки, которые разучивались в группе, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей.
Дети средней группы в «Музее-избе» знакомятся с обычаями русского народа, что позволяет им заглянуть в удивительный мир бытовых традиций, сидя за столом, пить чай из самовара, печь пироги в печке, варить кашу в чугунке.
Дети старшего возраста знакомятся с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчинами и женщинами, но и между поколениями одной семьи. Дети пробуют себя в прикладном творчестве: изготовлении кукол, украшении кокошников и шапок, расписывании глиняных тарелок и игрушек.
Во время посещения музея дети усваивают нехитрые правила поведения, узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и т.д.), знакомятся с традициями семьи, русским тувинским бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами, делятся своими впечатлениями об увиденном.
Таким образом, использование средств этнокультурного компонента (чтение художественной литературы, театральные постановки, народные праздники и игры, поликультурное пространство музея) позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям. Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют более высокий уровень обученности, особенно в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Это объясняется тем, что в дошкольном учреждении с этнокультурным компонентом большое внимание уделяется эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятный эмоциональный фон, как необходимое условие развития личности ребенка. Педагоги знакомят детей с культурно-историческими знаниями, народными промыслами, произведениями изобразительного и музыкального искусства. С помощью народного наследия у детей воспитывается дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формируется чувство любви и привязанности к родному городу, России. Участие детей в народных играх и праздниках, театральных постановках, работа с художественной литературой повышают их речевую активность. Полученные результаты дают нам основание утверждать, что внедрение этнокультурного компонента в воспитание дошкольников повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.