7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Радужные звуки математики.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №39 «Сказка» г. Кызыл

Консультация для воспитателей
«Радужные звуки математики»

Музыкальный руководитель
Помыткина Е.В

Кызыл -2016г

…музыка есть «выразительное,
символическое конструирование
числа и сознания.
Математика логически говорит о числе,
музыка говорит о нем выразительно”
философ А.Ф.Лосев
Математика (греч. — знание, наука). Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства.
Слово “музыка” (греч. – искусство муз), значит искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах.
В дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию представлений.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим у музыкального руководителя возникает вопрос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания.
Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика обогатила основу музыкального построения – музыкальные гаммы. (математически высчитанные лады легли в основу нот, которые в последствии получили названия до-ре). Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства — музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.
Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны меняется от ее длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношением простых целых чисел.
Известное выражение «В музыке только гармония есть»…Оказывается изначально – математический термин. (знаменитое «золотое сечение”) и только потом применимо к описанию эстетических явлений, а также человеческих отношений. Пифагор полагал, что гармония имеет численное выражение. Именно его шкалой были заложены основы музыкальной акустики.
Любопытно, что и в русском языке слово «лад” имеет несколько значений. Это музыкальный термин, обозначающий строй, для которого характерно определенное соотношение тонов и созвучий, связанных тяготением друг к другу. Вместе с тем, «ладный” означает «красивый, пропорционально сложенный”, «лад” — согласие, мир; «ладами” называли в Древней Руси мужья жен и жены – мужей. Лада – славянская богиня весны и любви. Кстати, и слово «ладоши” — части рук, с помощью которых устанавливается и удостоверяется согласие и мир, также образовано от слова «лад”.
Вывод: В истории развития человеческой мысли математика, и музыка предстают как взаимосвязанные.
Окружающий мир, его гармония и красота могут быть выражены разными символами, разными способами, в том числе звуками и числами.
Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и, пожалуй, невозможно маленькому ребенку. Но почувствовать это интуитивно (как это почувствовали наши далекие предки), наверное, возможно, но при условии, что дети будут слушать по-настоящему художественную музыку (а не современный электронный суррогат), будут исследовать, самостоятельно осваивать мир звуков и различные виды музыкальной деятельности. Тогда они почувствуют и увидят, что звуки бывают короткими и длинными, их бывает много и мало, в музыке все считается – 7 нот, 5 линеек на нотном стане. В музыке есть понятие параллельности – параллельные тональности, линии на нотном стане всегда параллельны и никогда не пересекаются.
Итак, попробуем найти формы жизни и деятельности детей, в которых число и для них станет выраженным и пережитым.
«Задача учителя – облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям». (Э.Жак – Далькроз).
Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. «Кто это у нас в углу сидит?” — спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том, что это первоначальное знакомство с темой «Углы”. Или заплаканному ребенку говорят: «Не плачь, куплю калач. Не реви, куплю целых три” — и малыш не только успокаивается, но и узнает названия чисел и цифр. Далее следуют колыбельные песенки с пересчетом элементов разных множеств, сказки, где есть ситуации с математическим смыслом. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка – это счет. Уже само их название говорит о принадлежности к математике, а появление в обиходе детей – об их необходимости дошкольнику. Именно поэтому они становятся первыми произведениями художественного творчества, с которыми знакомятся дети на занятиях.
«Счет»
Считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности, порядковый и обратный счет. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка. Различные считалки несут в себе неоднородную методическую значимость, поскольку могут научить детей считать до определенного 5,7,9 числа
1,2,3,4,5 – вышел зайчик погулять…
1,2,3,4-по дорожке я скачу,
1,2,3,4 – башмачок скакать учу!
или до какого угодно числа (проявление творчества)
Ехала телега сломалось колесо,
Сколько колес на починку ушло?….
Весело играем в один барабан мы
Весело играем в один барабан.
Весело играем мы в сто барабанов…
Пожалуй, единственным недостатком этих художественных произведений, является то, что почти все они начинаются со слова «раз». Это может внести некоторое несоответствие в навыки счета дошкольника.
Считалки весьма ценны для обучения дошкольников еще и потому, что легко превращаются в коротенькие подвижные – ритмические — музыкальные игры, что соответствует ведущему виду деятельности в этом возрасте.
Игры с клавесами
Капля – раз, капля два, капля медленно сперва
После разучивания игра переходит в разряд подвижных.
Почему это возможно? И это тоже можно объяснить с помощью математики.
Тесное взаимодействие числа и ритма.
«…Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве» (Э.Жак-Далькроз).
ОДИН- это удары метронома.
Хлопки на каждый удар.
Биение нашего сердца
Степ одной ногой на каждый удар — шаг
Кивок головой на каждый удар.
ДВА. С ударением на первом слоге строится ритм колыбельной:
Ба-ю, ба- юш-ки, ба-ю.
Ба-ю О-лень-ку мо-ю…
ТРИ. Это ритм вальса (отрывки)
ЧЕТЫРЕ. Это ритм марша.
ПЯТЬ-ВОСЕМЬ. Танцы народов мира «Сиртаки», «Мазурка», «Пата-пата» — обогащение мира детей не только ритмически, но и эмоционально.
Что же такое один, два – это чередование длинных и коротких звуков.
Знакомство с длинными и короткими звуками начинается с младшего возраста: «Ходим – бегаем», «Большие и маленькие ноги». В старшем возрасте закрепляется с помощью музыкально – дидактических игр. («Звучащий клубок”, «Игры с пуговицами”, «Птички и птенчики”, «Три медведя”, «Музыкальные птенчики” и т.п)
Обратный счет закрепляем с помощью игр – танцев, в которых один герой исчезает и необходимо узнать сколько остается.
«Лунатики»
Десять лунатиков жили на Луне,
Десять лунатиков ворочились во сне,
И вот один лунатик упал с Луна во сне
И девять лунатиков стало на Луне.
«Пять обезьянок»
Использование коммуникативных игр-танцев: построение двойками, тройками, четверками.
«Геометрические фигуры»
Знакомство с геометрическими фигурами заключается не в одном лишь визуальном узнавании, а в выделение их внешних признаков. В музыкальной деятельности – это прежде всего движение – хоровод. Линии хоровода – это геометрическое действо: понятие прямая линия, кривая линия.
Многие музыкальные инструменты имеют форму геометрических фигур.
«Временные отношения»
Пожалуй, самым сложным разделом для детей являются временные отношения. На первый взгляд это представляется очень странным, ведь различные отрезки времени, имеющие название, являются естественным сопровождением нашей жизни. Однако опыт показывает обратное.
Вся музыкальная деятельность детей в детском саду построена в соответствии со сменой времен года. Дети разучивают песни, играют в игры, слушают музыкальные произведения.
Есть специальные циклы написанные композиторами по временам года:
П. И Чайковский «Времена года» (музыка для каждого месяца)
С. Прокофьев балет «Золушка» (Фея Зимы, Фея Весны)
А. Вивальди «Времена года»
Э. Григ «Утро»
Р. Шуман «Вечер»
Закреплять навыки знаний направления движений лево – право мне помогают игры – танцы: «Буги- вуги», «Мы пойдем сначала вправо»
Навыки ориентировки в пространстве закрепляем с помощью коммуникативных танцев.
«Цвет и музыка»
Цветной слух или фонопсия , при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира.
Такими были Скрябин, Римский-Корсако], Они воспринимали или воображали тональности окрашенными в определённые цвета. Например, симфоническая поэма Скрябина «Прометей (Поэма огня)» была задумана композитором со специальной исполнительской строкой «Luce» (то есть «Свет») и исполняется иногда с использованием светомузыки.
Таким образом, успешное протекание общего развития дошкольников в условиях использования в учебно-воспитательном процессе музыкально-математических средств обеспечивается реализацией следующих теоретических положений:
Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.
Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.
В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему «интеллектуальному багажу”.
В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных «физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.
В-шестых, музыкальная форма, в которую облачено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности.
Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира, ведь, как отмечает российский философ, специалист в области эстетики, аксиологии и истории философии Л. Н. Столович, «вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту”.

Литература
1. Лаптева В. А. «Музыкальная математика для детей 4-7 лет». М.: ТЦ «Сфера», 2003 г.
2. Зацепина М. Б. «Интегрированные развлечения в детском саду» М.: ТЦ «Сфера», 2003 г.