7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

СЕМИНАР: «МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО»

«МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО»

ДЕВИЗ: «Математика…выполняет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного» Аристотель

Материал: фишки желтого и красного цвета, кроссворды, черный ящик, кубик –рубик. Организационный момент

— Без математики, друзья,

Никак нам не прожить:

Ничто не сможем посчитать,

Ничто нельзя сравнить.

— Нам математика дана

Уж много сотен лет.

Ведь даже мамонтов считал

Древнейший человек.

Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и отправимся в путешествие.Посмотрите на своего соседа слева, подумайте и скажите: «Почему вы берете друг друга в путешествие? А ответ начните со слов «Я беру тебя с собой, потому что ты…» Игра « Я беру тебя с собой, потому что ты…» Ведущий: Какая замечательная команда у нас собралась! Получайте билеты и занимайте места, согласно их цвета( на две команды). Ну вот и все готово. Садитесь поудобнее. Сейчас мы рассмотрим такую тему, как: Слайд №1 «Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений» Воротникова Т.Г. старший воспитатель МБДОУ №39 Согласно ФГОС ДО к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познавательное развитие» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». (Слайд 2). Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГОС должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие: (Слайд 3). • «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели» • «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, … может преобразовывать способы решения задач (проблем)» • «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции». Понятно, что ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности (алгоритмы), не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи. Согласно ФГОС ДОвся образовательная деятельность строится по принципу интеграции. Но наши занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того мы обязательно используем оздоровительные технологии, — то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области. Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе и всестороннего развития ребёнка. Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией.Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Основные математические понятия вы видите на экране. (Слайд 4) — множество; — число; — счётная и вычислительная деятельность; — величина; — геометрические фигуры; — время; — пространство. Очень важно в этих понятиях хорошо разбираться, понимать их, так как «небрежное обращение с научными терминами обычно оборачивается против тех, кто не утруждает себя поиском их точного толкования». (Слайд 5) Множества рассматривают как набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством. Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества. (Слайд 6) Число – это общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение. Цифры — система знаков (“буквы”) для записи чисел (“слов”) (числовые знаки). Слово “цифра” без уточнения обычно означает один из следующих десяти знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т.н. “арабские цифры”). Сочетания этих цифр порождают дву-(и более) значные числа. (Слайд 7) Счётная деятельность рассматривается как деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности. (Слайд 8) Вычислительная деятельность – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания. Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью. Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний. (Слайд 9) Величина – это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. Прямого ответа на вопрос “что такое величина?” нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т.д. Величина обладает 3 свойствами: 1) сравнимость, осуществляемая: — наложением, — приложением, — измерением с помощью условной мерки, — сравнением на глаз. 2) относительность – зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве. 3) изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины. Каждый предмет имеет своё родовое предназначение. Он может изменять свои размеры, не меняя своей сущности. (Слайд 10) Геометрическая фигура – абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством. Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник…) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус…), которые ещё называют геометрическими телами. Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями. Что же такое геометрическая ФОРМА? Форма – это очертание, наружный вид предмета. Форма (лат. forma — форма, внешний вид) – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а так же взаимное расположение точек линии. (Слайд 11) Время – это философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. Время имеет свойства: — текучесть (время не остановить) — необратимость и неповторимость — длительность. (Слайд 12) Пространство — это такое качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности. (Слайд 13) –Итак, первое колечко в нашей пирамидке Компетентность педагога в области преподаваемого предмета. (Слайд 14) Разминка: назвать пословицы и поговорки, где есть цифры «1 и 2» команда №1: «2», команда№1: «1» Команда №2 – цифра 1 — Одна весна на Родине лучше, чем сто вёсен на чужбине. — Одна пчела много мёду не натаскает. — Одно дерево срубишь- десять посади. — Одной рукой в ладоши не хлопнешь. — Одна правда на свете живёт. — Один раз не в счёт. — Один в море – не рыбак. — Одна рука узла не вяжет. — Один пашет, а семеро руками машут. — Одна голова на плечах. — Одна нога тут, другая там. — Одна мудрая голова ста голов стоит. — Одна пчела лучше, чем рой мух. — Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. — На одном месте и камень мхом зарастает. — Одно сегодня лучше двух завтра. — Одной рукой и узла не завяжешь. — От одного слова да навек ссора. — У ежа одна сила – колючки. — Одному ехать и дорога длинна. — Раз солгал- навек лгуном стал. — Трус умирает сто раз, а герой – один раз. — Один в поле не воин. Команда №1 — цифра 2 — Две пары сандалий сразу не наденешь. — Двух правд не бывает. — Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался. — Как две капли воды. — Кто скоро помог, тот дважды помог. — Лентяй дважды работает. — Между двух огней. — Не может связать двух слов. — Ни два, ни полтора. — Убить двух зайцев. — Уплетает за обе щёки. — Бабушка надвое сказала. — Второе дыхание. — Двум смертям не бывать, а одной не миновать. — За одного битого двух небитых дают. — Из двух зол выбирают меньшее. — Старый друг лучше новых двух. — Ум хорошо, а два лучше. — Горе на двоих- полгоря, радость на двоих – две радости. — Одна голова хорошо, а две лучше. — От горшка два вершка. — Палка о двух концах. — Сидеть меж двух стульев. — Скупой платит дважды. Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (Слайд 15) Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. НОД рекомендуется проводить в середине недели (вторник, среду) и сочетать их с занятиями по ИЗО, МУЗО, ФИЗО. (Слайд 16) К занятиям необходимо тщательно готовиться: — продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний, — подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, — продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.) Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие, и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях. При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала. На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: Какие? (Высказывания педагогов). Давайте разберёмся в этих задачах. (Слайд 17) 1) образовательные — чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять), 2) развивающие – что развивать, закреплять: — развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности, анализ, синтез).- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, 3) воспитательные — что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов), 4) речевые — работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане. Таким образом, второе колечко модели успешного занятия – Готовность воспитателя к занятию. (Слайд 18) Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются в НОД по ФЭМП? (Ответы воспитателей) Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения… (Слайд 19) Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений. Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. — в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? — в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем? Так же используются: — разъяснения (как выполнить данную задачу), — указания воспитателя (в основном с детьми), — план действий старшего дошкольного возраста. Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. Наглядные методы. — демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный. — раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку. Таким образом, третье колечко Пирамидки успешного занятия – Выбор оптимальных методов и приёмов. (Слайд 20) Разминка (Слайд 21): Умственная разминка «МУДРЁНЫЕ ВОПРОСЫ» на быстроту и внимательность. Педагогам 1 команды: 1. Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей) 2. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать.) 3. Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара.) 4. Мама связала своим детям три шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей.) 5. Четыре мальчика и две девочки скатали по одному снежному комку и слепили снеговиков. Сколько морковок для носа и угольков для глаз принесла им воспитательница? (Если каждый снеговик состоит из трех комков, то воспитательница принесла две морковки и четыре уголька.) Педагогам 2 команды: 1. В бочонке – 10 ложек мёда. Сколько детей может отведать этот мёд? (обратить внимание, что не сказано, по сколько мёда получит каждый ребёнок). 2. Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше). 3. Одно яблоко разделили поровну между 2 девочками, а второе – поровну между 4 мальчиками. Кто из детей получил большую часть? (девочки) 4. В 12 ч. ночи шёл снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (нет, т.к все происходило ночью) 5. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (пройдёт 2 года, следовательно, брату будет 8 лет). (Слайд 22) Давайте вернёмся к наглядным методам обучения. Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания. Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал. Материал должен быть различным на каждом занятии Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой) Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки — шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.) (Показать образцы демонстрационного и раздаточного материала) Итак, четвёртое колечко нашей модели – Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала. (Слайд 23) Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой? Следующая разминка называется “просклоняй числительное” (548 и 387) (Слайд 24) Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием? Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики. Математический словарь можно взять в “Программе”, а так же в книге Метлиной Л.С. “Математика в детском саду” Образец речи воспитателя – основной приём. Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя Многократное упражнение детей. (Слайд 25) Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно. По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия. Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают. Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять. Итак, пятое колечко – Грамотная речь воспитателя (Слайд 26) На экране вы видите, как выглядит модель успешного занятия по ФЭМП. (Слайд 27) И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно. Предлагаю умственную паузу: ГЕЙМ «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК» Этот предмет изобрел в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться (их количество равно 43 252 003 274 489 865 000). Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект к нему еще пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после безрезультатных попыток (кубик Рубика) «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ» Решение кроссвордов 1. Результат сложения 2. Приём установления равенства групп предметов 3. То, что нас окружает 4. Геометрическая фигура 5. Структурная часть арифметической задачи 6. Совокупность групп предметов 7. Единица длины 8. Математический знак 9. Арифметическое действие 10. Графическое выражение числа 1 с у м м а 2 н а л о ж е н и е 3 п р о с т р а н с т в о 4 т р е у г о л ь н и к 5 в о п р о с 6 к о л и ч е с т в о 7 с а н т и м е т р 8 м и н у с 9 с л о ж е н и е 10 ц и ф р а Решение кроссвордов 11. Результат вычитания 12. Приём установления равенства групп предметов 13. То, что нас окружает 14. Геометрическая фигура 15. Структурная часть арифметической задачи 16. Совокупность групп предметов 17. Единица длины 18. Математический знак 19. Арифметическое действие 20. Условная единица измерения 1 р а з н о с т ь 2 п р и л о ж е н и е 3 п р о с т р а н с т в о 4 к в а д р а т 5 у с л о в и е 6 к о л и ч е с т в о 7 м е т р 8 п л ю с 9 в ы ч и т а н и е 10 м е р к а Завершая семинар, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д. А сегодня на семинаре мне понравилось, что педагоги были активными, Одни привели много примеров пословиц и поговорок, у других получалось быстро составить кросворд. Семинар подошёл к концу.