7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

«Развиваем память – развиваем речь, развиваем речь – развиваем память»

Консультация для родителей:

«Развиваем память – развиваем речь, развиваем речь – развиваем память»

учитель — логопед: Плотницкая Л.А.

   Память — свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию. Можно помнить всю жизнь — в этом случае говорят о долговременной памяти, которая имеет большой объем и организована по смысловым связям. Можно помнить недолго — здесь мы имеем дело с кратковременной памятью, которая построена на механических связях и невелика по объем у. Можно помнить ощущения и образы — это наглядно-образная память. А если человек хорошо запоминает термины, формулы и схемы, значит, он обладает хорошей словесно-логической памятью.

   Память — свойство индивидуальное. У одних людей лучше развита слуховая, у других зрительная память, у третьих — двигательная. Но формируется она по определенным законам. Рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет, пик приходится на 11-13 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает наивысшего предела.

   Родителям важно помнить:

-хорошая память не всегда обуславливает хороший интеллект;

-в основе всякой памяти лежит интерес к предмету или явлению;

-плохое запоминание связано с рассеянностью внимания, отвлекаемостью ребёнка, его неумением сосредоточиться.

   У дошкольников 3-5 лет наблюдается непроизвольная память. Они хорошо запоминают образы и эмоции, но плохо — слова и символы. Дети подмечают лишь то, что бросается в глаза. Поэтому так важно учить их концентрировать свое внимание на деталях одежды, мебели, цвете и размере предметов, последовательности действий и т.д. Периодически спрашивайте у ребёнка об изменениях в погоде, о просмотренном мультфильме, о героях «вчерашней» книжки. Чаще стоит обращать внимание детей на сочетания цветов, форму одежды, поведение людей. При этом важно всегда внимательно слушать ребёнка. Это повысит его самооценку и подтолкнёт к запоминанию информации более подробно и организованно, так как он будет знать, что ею можно будет поделиться с родными для него людьми.

   С 6 лет дети переходят к конкретным операциям с предметами и уже могут мыслить опосредованно. В этом возрасте вместе с образной начинает развиваться словесная память. Самое время активно пополнять словарный запас дошкольника, без которого нет полноценного умственного развития. Различные игры в «слова»: «Вспомни, во что с утра были одеты» (сестра, тетя, брат…), «Что изменилось?», «Ты — мне, я — тебе», «Найди предмет на заданный звук», а так же запоминание ряда картинок или предметов помогут в этом. При заучивании стихов с ребёнком важно помнить, что нельзя пользоваться только механическим запоминанием. Нужно его заинтересовать содержанием стихотворения. У детской памяти есть удивительное свойство — фотографичность. Заучивание, сопровождаемое рисованием, позволить ребёнку быстрее запомнить текст. Для того, чтобы информация запоминалась надолго, необходимо повторение, лучше кратковременное, в форме небольшого соревнования. При чтении сказок и других прозаических произведений важно рассматривать иллюстрации к ним, объяснять значение новых или непонятных слов, позаботиться о том, чтобы ребёнок понял скрытый смысл (если он есть),заложенный в произведении. И, конечно же, при этом обязательно учить дошкольника пересказывать. Этим вы развиваете не только память, но и связную речь своего ребёнка, учите его мыслить, выстраивать план своего речевого высказывания. Ваши наводящие вопросы, иллюстрации в книге, совместные рисунки помогут ребёнку подробнее передать содержание услышанной сказки или рассказа. Ребёнок, умеющий пересказывать, не будет испытывать трудностей в школе при написании изложения и сочинения.