7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Методы и формы эстетического воспитания.

            Консультация для воспиталей: подготовила — Шулепова Д.А.

                                            МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои МЕТОДЫ.

1 группе задач, направленных на приобщение детей к искусству соответствуют методы – показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств, был артистичным

2 группе задач, связанной с формированием навыков художественной деятельности соответствуют практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Общий принцип отбора методов — находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай сочиним стихи про котенка. Я начинаю, а ты продолжаешь. Подарили нам котенка. Ростом ровно с… (два опенка). Не умеет кушать он, а кричит как… (телефон). Вот замечательно! Послушай, что у нас получилось». В этом примере творческое задание подкреплялось приемами подсказки, побуждения и положительной поддерживающей оценкой. Творческие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес. Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследование предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер. Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.

Формы организации эстетического воспитания:

Совместная деятельность взрослого и детей включает: — организованную НОД по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке, — игры; — экскурсии; — праздники и развлечения. — театрализованные игры и игры-драматизации; Самостоятельная (индивидуальная) деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей: — игры, — участие в концертах, инсценировках, — продуктивная деятельность. Принципы работы по эстетическому воспитанию:

1.Осуществление эстетического воспитания во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой ДОУ

2.Вариативность содержания, форм и методов эстетического воспитания

3.Индивидуальный подход

4.Единство обучения и формирования самостоятельного художественного творчества

5.Комплексное использование различных видов искусства

6.Использование создаваемых детьми произведений в жизни группы

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке, смастерить игрушку для игры и др. Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д. Характер руководства самостоятельной деятельностью со стороны взрослого — опосредованный, косвенный. Задача педагога — не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное — создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т. п. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. В процессе самостоятельной художественной деятельности у детей: — закрепляется художественный опыт, который ребенок приобретает в НОД; — у детей развивается речь, становится образнее выразительнее (так, при сочинении собственных сказок их речь обогащается народными выражениями: «красна девица», «добрый молодец», «ясно солнышко», «подобру-поздорову»); — у детей проявляется стремление к собственному творчеству(например, самостоятельно пытаются сочинить мелодию); — в играх и художественной деятельности (например, рисовании) находят отражение образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов. Дети выступают и как авторы замысла и как исполнители; — дети сами создают условия, необходимые для игр: сооружают постройку или расставляют стулья для зрителей, ставят ширму, делают декорации и показывают спектакль во время игры в театр и т. д.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРАЗДНИКИ В ДОУ. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Например, викторина по сказкам К.Чуковского. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал — и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему, например «Поет зима — аукает…». Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить — на праздники, связанные с общественной жизнью (23 февраля — День защитника Родины, 9 Мая — День Победы, 12 июня — День независимости России), — праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть и праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и др.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач — нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. И конечно, реализуются задачи эстетического воспитания. Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение — все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя никого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.