7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Упражнения на межполушарное взаимодействие, способствующие развитию согласованных движений, интеллекта и речи дошкольников

Упражнения на межполушарное взаимодействие, способствующие развитию согласованных движений, интеллекта, речи и творческих способностей у детей.

Учитель – логопед МБДОУ № 39 Плотницкая Л.А.

    При поступлении детей в школу следует учитывать не только их мотивационную, эмоциональную и психологическую готовность к обучению, но и физиологическую готовность мозга. Во многом проблемы школьной неуспеваемости связаны именно с физиологической незрелостью мозга. Так, дисграфия (нарушение письма )рассматривается как специфическое нарушение, связанное с дефицитом зрительного восприятия, зрительно-пространственного анализа и рядом моторных трудностей. Именно поэтому у детей отмечаются проблемы с вниманием, ориентировкой в задании. Отсюда и ошибки: повторение слогов, слов, букв; повышенная утомляемость (работоспособность у ребенка меняется в течение недели, дня, урока); отмечаются трудности в ориентировки в тетради, в написании букв, замены зрительно похожих букв, зеркальность написания, пропуски и замены гласных. Одной из причин недостатков чтения так же является нарушение межполушарного взаимодействия.

    Что же такое межполушарное взаимодействие? Почему его развитие так важно для детей? Межполушарное взаимодействие – это согласованная работа двух полушарий мозга, которое осуществляет мозолистое тело. Оно состоит из двухсот миллионов нервных волокон, тесно связанных между собой. Каждое из полушарий специализируется на своих функциях. Правое полушарие отвечает за целостность смыслового суждения, его обоснованность, образность мышления, оно гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное, кинестетическое восприятие. Левое полушарие отвечает за теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания, оно математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построения программ. Ход развития закладывается еще внутриутробно. Если мозг по уровню своего развития не готов к рождению, то возможна родовая травма. Ползанье формирует первичное функциональное взаимодействие левого и правого полушария благодаря скрестным движениям рук и ног. Ели ребенок не ползал или этот период был сокращен, то при этом активность одного полушария блокирует деятельность другого. С 3-х до 7-8 лет происходит активизация нервных волокон, осуществляющих межполушарное взаимодействие. При неравномерном их развитии возникает ЗРР, плохо формируется память, отмечается неточность пространственных отношений. До 12-15 лет формируется активная сознательная психическая деятельность, в этом возрасте ребенок способен выстраивать свою программу поведения, ставить цели и выполнять их, регулировать свои эмоции и речь.

    Учеными и физиологами разработаны комплексы упражнений, направленных на активизацию различных отделов коры больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в области психики.

    Примеры упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия:

1.Левая рука вперед, правая нога назад; правая рука вперед, левая нога назад; левая нога в левую сторону, правая рука за спину; правая нога в правую сторону, левая рука за спину.

2.Левая рука вверх, правая нога в сторону; правая рука вверх, левая нога в сторону.

3.Вдох – руки повернуть направо, поворот туловища вправо, левую ногу отставить – выдох; вдох – руки повернуть на лево, поворот туловища влево, правую ногу отставить – выдох.

4.Левая рука и правая нога — вперед, правая рука за спину и потянуться; правая рука и левая нога – вперед, левая рука – за спину и потянуться.

5. «Тянемся к солнышку» — ребенок стоит у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Вдох – руки вверх, задержать дыхание. Ребенок представляет, что он пытается дотянуться до солнышка всем телом, начиная с пальцев рук, затем тянутся запястья, локти, плечи, грудной отдел, поясница, ноги. При выполнении упражнения пятки от пола не отрываются.

6. «Кузнечик»- производить прыжки на месте с одновременным выполнением движений рук и ног: -ноги вместе, руки в стороны -ноги вместе, руки вместе -ноги врозь, руки врозь

7. «Мельница» — производить одновременно круговые движения левой рукой и левой ногой, затем – правой рукой и правой ногой; левой рукой и правой ногой; правой рукой и левой ногой.

8. «Ленивые восьмерки» — начертить знак бесконечности на бумаге правой рукой, затем левой рукой; потом в воздухе – правой, затем левой, затем – двумя руками одновременно.

9. «Перекрестные шаги и прыжки» — в прыжке в такт двигать левой рукой и правой ногой и наоборот.

    Систематическое и тщательное выполнение данных упражнений поможет моторному, интеллектуальному и эмоциональному развитию вашего ребенка. Успехов Вам!