7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Консультация для родителей «Как научить ребёнка разрешать конфликты?»

Как научить ребёнка разрешать конфликты?

Подготовила: Владимирова В.И.

      Период нахождения в детском саду — значимый этап в жизни ребенка. Ведь именно здесь ребенок получает важный опыт вхождения в социум: усваивает правила поведения в обществе, учится дружить, преодолевать конфликтные ситуации, общаться со взрослыми, не являющимися членами его семьи. Этот опыт в дальнейшем помогает менее болезненно перейти на следующую ступень социализации — пойти в ¬школу. Именно в детском саду нередко возникают ситуации, когда ребенка могут обидеть. Не стоит воспринимать это как трагедию, ведь дети только учатся общаться друг с другом. Чаще всего столкновения связаны с тем, что дети не могут поделить игрушку, кто то из ребят не соблюдает очередность в игре или ее правила, берет без спросу чужие вещи или не знает, как подружиться или помириться с кем то из детей. как же быть, если ребенка обидели? И как научить его достойно выходить из подобных ¬ситуаций? Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребёнка решать конфликты конструктивно и творчески, искать выходы, которые учитывают интересы всех сторон. Итак, чему мы должны научить наших детей, чтобы они не терялись в конфликтных ситуациях?

     Для начала объясните им следующее:

• По возможности каждый конфликт ребенка должен быть проработан. Очень важно научить детей договариваться, находить компромиссы. Компромисс не означает победу или поражение. Суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех, даже если это окажется не тот вариант, которого изначально хотели спорщики.

• Для решения конфликта важны: стремление к сотрудничеству, позитивное общение, терпимость, проявление положительных эмоций, ответственность за свои действия.

• Вы должны озвучить проблему, дать ей название. Необходимо использовать я-сообщение, говоря о своих чувствах и желаниях (например, «Я чувствую себя обиженным, когда ты говоришь такие слова»). Когда ребенок выражает и объясняет свои чувства, окружающие получают возможность более адекватно на них отреагировать. И в таком случае у ребенка больше шансов получить ответ на свою просьбу или добиться желаемого.

• Важно применять технику активного слушания, чтобы показать оппоненту, что его точка зрения рассматривается со всем вниманием.

• Очень полезно использовать тайм-аут. Если необходимо успокоиться, можно сделать перерыв в споре (выйти пройтись, послушать музыку, сделать физические упражнения).

• Необходимо научиться управлять своим гневом.

• Очень важно уметь вовремя извиниться – признать свою вину за участие в конфликте. Все без исключения дети ссорятся. И все обижаются. Иногда ссора может протекать довольно мирно, длиться совсем недолго, а иногда — с дракой и последующем объявлением длительных боевых действий.      Громкая фраза «разрешение конфликтов» для детей звучит совершенно иначе: «давай помиримся» — говорит малыш. Но не все дети умеют мириться.

        При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают. Основной задачей взрослого является научить ребенка выходить из конфликтной ситуации приемлемыми способами. Попробуйте на минутку стать детьми и выполнить это упражнение вместе . — Давайте порассуждаем, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора? — Да, если представить себе жизнь без мусорного ведра, то мусор постепенно заполнит все комнаты, нам станет тяжело дышать, невозможно станет передвигаться, мы можем заболеть. Также и с чувствами – у каждого из нас скапливаются чувства и мысли, часто ненужные и бесполезные. И некоторые взрослые и дети любят копить свои плохие чувства, например, обиды, долгой грусти и печали, злости и ненависти. Это очень тяжело и совсем ненужно, даже опасно для здоровья. — Возьмите листочки бумаги разного цвета и представьте, что это ваши старые обиды, грусть, печаль, может злость или страхи. Сверните их в комочки или, если хотите, разорвите на мелкие кусочки, и выбросите в это мусорное ведро все скопившиеся в вас чувства, которые вам неприятны, от которых вы хотите избавиться. Например, лично я иногда боюсь поступить неправильно, тогда я выбрасываю все свои сомнения и неуверенность, и мне становится легче. А что выбросите вы? — Что вы чувствовали, когда выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас? Кому сейчас стало легче, радостнее, спокойнее? Из понравившейся бумаги можете сейчас сделать салют и подбросить высоко вверх. — С этим салютом вы передали свою частичку добра, искорку радости друг другу. — С помощью такого упражнения дети учатся избавляться от отрицательных эмоций, не оставлять их в себе, что, зачастую, очень сложно сделать нам, взрослым людям, но чему просто необходимо учиться.

     И в заключении хочется порекомендовать еще пару вещей, которые необходимы в уголке: — папка» Эмоции» с разными играми, альбом с «мирилками» — «мешочек смеха» (на него нажимаешь и он смеется). И у детей невольно появляется улыбка. Что ещё интересного можно использовать, чтобы научить детей хорошо общаться и мириться? Есть немало детских книг и мультфильмов, в которых описаны ссоры между ребятами. Обязательно обсуждайте вместе с детьми поступки сказочных героев. Приводите примеры из своей жизни, обсуждайте вместе с ребёнком те события, которые происходят в его жизни, интересуйтесь детским мнением в вопросах человеческих отношений. Показывайте положительный пример своим поведением. Ведь если вы сами часто ссоритесь, долго копите обиды, не стараетесь найти путь к примирению, то малыш обязательно усвоит вашу модель поведения. — Чтобы научить ребенка адекватно оценивать себя и свою деятельность, отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам, терпимо относиться к другим людям, решающее значение имеют профессиональные и личностные качества воспитателя. Обычно говорят: «Какой воспитатель, такие и дети». Поэтому в основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым…