7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Музыка в развитии ребенка

МУЗЫКА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Все мы откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения. В младенческом и раннем возрасте музыкальное воспитание является средством психического развития ребенка. Этот акцент приобретает особое значение, когда мы говорим о детях с задержкой психического развития (ЗПР)Если малыша с ЗПР окружить музыкой в отрыве от общения со взрослыми, у него не сформируется потребность в этом виде искусства и оно не станет средством его развития. Только искренний интерес взрослых к музыке будет способствовать проявлению ответных чувств у маленького ребенка. Слушая музыку вместе с мамой, напевая любимые песни, ребенок погружается в атмосферу доверия, что способствует развитию положительного отношения к миру. Играя с музыкальными и сюжетными игрушками, танцуя вместе со взрослым, ребенок учится действовать по подражанию и слову, переносить действия на другие предметы и в другие ситуации, упражняется в понимании речи и собственной активной речи. А если музыкально-игровая деятельность стала для малыша регулярной, то через некоторое время он научится слышать не только окончание музыки, но и логическое завершение музыкальной фразы, овладеет способностью к элементарным музыкально-слуховым представлениям, сюжетно-образным действиям, ритмичным движениям под музыку. Необходимость специального подхода к музыкальному воспитанию малышей с ЗПР, связанная с особенностями их психического развития, определяет следующие направления музыкально-игровой деятельности: •развитие восприятия музыки; •развитие слухового восприятия; •стимуляция певческой активности; •развитие движений; •развитие сюжетных действий. Перечисленные направления тесно связаны между собой, дополняют друг друга и отражают специфику психического развития детей раннего возраста с ЗПР. Чтобы музыка вошла в жизнь малыша и стала средством его развития, необходимо создать вокруг него определенную музыкальную и предметную среду. Как же это сделать? Вот несколько советов, которые помогут вам при составлении репертуара: •музыка должна быть достаточно разнообразной по жанру, яркой, художественной, запоминающейся; •для маленького ребенка подходит светлая, нежная, жизнерадостная, оптимистичная музыка; •избегайте музыки с навязчивыми ритмами, резко выраженными контрастами; •музыка должна вызывать у ребенка только положительные эмоции; •подбирайте для малыша такую музыку, которую понимаете и любите сами. Прекрасно развивают восприятие музыки и вносят в общение элементы новизны игры с различными атрибутами: салютиками, султанчиками, цветными лентами, шарфами и т.д. и звучащими игрушками: колокольчиками, бубнами и т.д. Музыка в этих играх не должна иметь прикладного значения, то есть сопровождать двигательное упражнение. Цель использования нарядной атрибутики подчеркнуть характерные особенности музыкального произведения. Такой подход позволяет активизировать не только слуховое, но и зрительное восприятие малыша, его двигательный и телесный опыт, делая слушание музыки более доступным для маленького ребенка с ЗПР. Нужно позаботиться о том, чтобы в доме были музыкальные игрушки-инструменты. Это хроматический металлофон, бубны, мини-маракасы, погремушки, деревянные ложки (лучше хохломские), дудочка и рожок, желательно блок-флейта, триола, барабан, колокольчики с мелодичным звучанием, бубенчики. Детские музыкальные инструменты необходимо подбирать с учетом физических возможностей маленького ребенка. Так, дудочки и рожки должны издавать звук без особых усилий со стороны крохи; погремушки должны быть с удобной ручкой, колокольчики иметь приспособление для захвата и т.д. Создают праздничную атмосферу во время игры, стимулируют целенаправленную деятельность и двигательную активность малыша цветные атласные ленточки, яркие платочки, пучки елочной мишуры, цветные флажки. В доме, где растет ребенок, есть масса сюжетных и других игрушек. Это куклы, мишки, собачки, зайчики, мячики, машины и т.д. Все они также пригодятся вам для музыкальных игр. Каждая мама знает, что хорошо, а что плохо для ее малыша. Поэтому нужно ориентироваться на настроение, самочувствие ребенка и свою интуицию. И если малыш полюбит музыку, эмоционально переживая ее вместе с мамой или другим близким взрослым, она станет одним из средств, стимулирующих его психическое развитие.