7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

«От игры к правильной речи» -Плотницкая Л.А

«От игры к правильной речи»

Учитель-логопед МБДОУ № 39 Плотницкая Л.А.

Воспитание и развитие ребенка начинается с первых дней его жизни.

До 3-х лет у малыша формируются самые значимые образы и понятия, н-р, восприятие времени, порядка. Если в этот период родители не обеспечивают ребенку достаточных возможностей для познания окружающего мира, то и чувства у малыша формируются скудные, ощущения слабые, медленно пополняется пассивный словарь, он не проявляет любопытства к новому, непонятному. Высшие психические функции формируются по принципу от простого к сложному: восприятие – внимание – память – мышление – речь. Т.е. речь — самая высшая и сложная психическая функция. Для ее полноценного становления нужно развить в ребенке достаточный уровень слухового, зрительного, тактильного восприятия, постепенно формировать произвольность внимания, развивать все виды памяти, учить рассуждать и наблюдать.Игры, предложенные ниже, помогут развить все необходимые предпосылки для формирования правильного речевого развития вашего малыша.

                                              Игры, развивающие память и внимание.

«Найди куклу!«

Взрослый предлагает ребенку отвернуться, а сам в это время прячет куклу, потом говорит ребенку:

«Кукла Ляля убежала.

Ах, куда она пропала?

Оля, Оля (имя ребенка), поищи,

С нашей Лялей попляши!

                                                 (А. Ануфриева)

Ребенок находит куклу. Сама ситуация побуждает ребенка к активному высказыванию: «Вот Ляля», «Нашла Лялю» и т.д. Вместо куклы можно использовать любую другую игрушку.

«Какой игрушки не хватает?»

Перед ребенком раскладывается 4 -5 игрушек, он их рассматривает около минуты, затем отворачивается. Взрослый убирает одну игрушку. Ребенок должен вспомнить, какой игрушки не хватает. В эту игру можно играть часто, меняя набор игрушек и усложняя ее (раскладывать большее количество игрушек, убирать 1- 2 игрушки).

                    Игры, развивающие восприятие величины и формы.

«Мячи»

Выставляются 3 -4 мяча различной величины. Взрослый стоит вдалеке от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Если ребенок не ошибся, обязательно похвалите его. Мячи снова перемешиваются и ребенок должен выбрать самый маленький. Если малыш ошибся, взрослый объясняет и показывает разницу между ними, предложив ребенку подержать маленький и большой мячи, обхватить их. Так можно играть не только с мячами, но и с кубиками, мягкими игрушками, для детей после 3-х лет можно предложить картинки (бабочки, матрешки, куклы и т.д.).

• «Курочка и цыплята»

Возьмите 6 элементов желтого цвета и один — белого, несколько элементов других цветов. Начинаем с чтения потешки:

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета», демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие игровой панели взрослый вставляет белую мозаику, напоминая, что это — курочка, за ней идут цыплятки, ставит желтый элемент, затем просит ребенка еще поставить цыпленка следом за мамой — курочкой. Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех «цыплят» желтого цвета. Потом взрослый предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят. Эта игра способствует запоминанию и различению цветов. В дальнейшем можно самим придумывать и обыгрывать различные сюжеты, подбирать стишки, цветовые сочетания.

            Игры, развивающие двигательную активность и координацию.

• «Мы ногами топ-топ-топ!»

Взрослый поет и показывает движения, ребенок повторяет вслед за ним:

«Мы ногами топ-топ-топ, (ходят по комнате, высоко поднимают ноги)

А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают в ладоши)

Ай да малыш, ай да крепыш! По дорожке мы шагаем (идут по комнате)

И в ладошки ударяем. (хлопают в ладоши)

Топ-топ, ножки, топ! (стоят на месте, топают)

Хлоп, хлоп, ручки, хлоп! (и хлопают)

Ай да малыш! (руки на пояс, кружатся)

Ай да крепыш!

                                                     (А. Ануфриева)

• «Вот сидит наш пес Барбос»

Взрослый сиди на стуле, в руках у него игрушечная собачка, она «спит». Взрослый произносит слова:

«Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос. (ребенок подходит к собачке)

Ну, Барбос, скорей вставай!

И Наташу догоняй!»

                                  (Е. Тихеева)

Взрослый с собачкой бежит за ребенком, говорит «Гав, гав!», ловит его. В дальнейшем можно предложить малышу изобразить Барбоса, показать, как он бегает, ловит, лает. Ребенку полезно учиться изображать разных животных: зайчика, лягушку, лисичку, птичку. Это способствует не только развитию общей моторики, но и развитию эмоций, словесному выражению чувств.

                    Игры, развивающие мелкую моторику.

Взрослый произносит слова и показывает движения, а малыш повторяет. При неоднократном повторении ребенок без помощи взрослого может справляться с подобным заданием.

• «Мой Мизинчик»

«Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал

И на танец приглашал.

Раз-два-три-четыре-пять!»

                                           (М. Кольцова)

• «Пальчик о пальчик»

Пальчик о пальчик тук да тук! (ладошки сложены вместе, указательный пальчик стучит по указательному и т.д.)

Хлопай, хлопай, хлопай! (хлопки в ладоши)

Ножками топай, топай! (топают ножками)