7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Консультация «Темперамент и типы поведения ребенка»

 Подготовила:  Ондар А.С. -воспитатель группы «Рябинка»

                Типы поведения, темперамент и характер ребёнка

    Каждый ребёнок уникален и неповторим. Однако, можно выделить несколько моделей 

поведения, каждая из которых является характерной для определённой группы детей. 
  В соответствии с теорией С. Гринспана определяюся как основные и наиболее распространённые следующие типы поведения, отражающие темперамент и характер ребёнка: 

  •   Застенчивый 
  •   Вспыльчивый 
  •   Избегающий контактов
  •   Обидчивый
  •   Неуправляемый

  Проведя  анализ поведения Вашего ребёнка Вы сможете разобраться в том, почему, например, он капризен или неуровновешен, какие черты его характера привели к этому или что мешает ему адаптироваться в среде свестников.  Поняв какой же он, что им движет и что мешает, Вы одновременно при этом открываете путь к коррекции поведения ребёнка для более эффективного его развития и воспитания, что значительно облегчит жизнь ребёнка и сделает Ваше общение с ним более легким и приятным. 

  Пока мы остановимся на описании и анализе особенностей двух типов поведения детейзастенчивого ребёнка и вспыльчивого ребёнка . 
  Позднее  Вы сможете познакомиться также и с другими типами поведения ребёнка .

Застенчивые дети

  Для застенчивых детей характерно следующее:
       
*они ощущают на себе взгляд другого человека; 
       *чувствительны к еле слышимым или очень высоким звукам ; 
       *не переносят прямых физических контактов с другими людьми и могут на них отреагировать даже шоковым состоянием; 
       *многолюдье и человеческая суета их очень утомляют; 
       *они очень медленно и постепенно привыкают к новым для них ситуациям и окружению. 

  Многим педагогам знакомы дети, которые впервые заходят в класс как бы напуганными. Проходит несколько месяцев и ребёнок начинает привыкать к классу-больше двигается, играет, активнее обращается к учителю за помощью. Такому ребёнку значительно легче адаптироваться к новой среде в общении с кем-нибудь один-на-один и, желательно, на »защищённой» территории-в укромном уголке. 

 Некоторые общие советы для облегчения адаптации застенчивых детей: 

  •    Родители или педагог должны настроить (мотивировать) окружающих на общение с ребёнком.
  •    Важно показать и сказать малышу, что Вы понимаете его и что знаете о его особенностях и предпочтениях, что Вам близок язык его мыслей и общения. 
  •    Полезно поощрять ребёнка рассказывать о том , как он ощущает новую для него ситуацию, играя сдетьми, рисуя новый вид рисунка или слушая новую музыку. 
  •    Надо дать ему понять, что не важно как долго он идет к тому, к чему он так стремится.Важно, что он достигает цели и делает успехи! 
  •    Надо почаще использовать невербальные приёмы общения-улыбки, физические контакты, язык жестов(указывание пальцем или взглядом). При этом необходимо контролировать уровень комфортности у ребёнка и все изменения в настроении для того, чтобы шумовой фон и количество физических контактов не оказывали на него травмирующего влияния. 
  •    Поощрять его самостоятельную игру с куклами или машинками , но не играть вместо него.
  • Помочь ему придумать или организовать игру с агрессивным мотивом (что очень трудно для таких детей) такую, чтобы волк, например, напал на трёх поросят, а солдаты-на вражеских солдат.
  • Помочь ему с помощью игр и Вашего повседневного общения научиться отстаивать своё мнение и быть настойчивым и даже в меру упрямым. 
  • Если Ваш ребёнок испытывает чувство страха, например, перед расставанием с близкими, то нужно использовать такие случаи и попытаться помочь ему справиться со страхом, почувствовать опору и поддержку в лице взрослых, а, главное, уверенность в себе.
  • Поощрять проявления инициативы и способности контролировать ситуацию.
  • Большой ошибкой со стороны родителей или воспитателей было бы »бросить его в воду», чтобы он »выплывал» сам -он может быть испуган и даже подавлен, а также потеряет доверие к своим близким. 
  • Не оставлять ребёнка без внимания. Не следует ждать, когда он »созреет» сам. Он же, как страус, предпочтёт зарыться с головой в песок. 

Итак, ключом для развития застенчивого и сверхчувствительного ребёнка должны быть располагающее понимание и поддержка со стороны близких, а, также, с учётом его сверхосторожности и фокусирования внимания на деталях, очень постепенная коррекция его поведения. 


Вспыльчивые дети

    Вспыльчивых детей характеризует:
  
    *Очень легко огорчаются и сердятся, при этом активно пытаясь изменить то, что им не нравится через моторный (двигательный) акт. Предпочитают действовать, нежели думать и говорить. Им придётся много тренироваться, чтобы облекать свои мысли в словесную форму.

    *Некоторые дети, даже груднички, склонны использовать мышцы и моторную систему, чтобы высвободить свою отрицательную энергию. У них наблюдается чрезмерная моторная активность, они могут стучать руками, ногами и, даже, головой об пол. Эти действия ребёнка создают шумовой эффект, который необходим, как ему кажется, для усиления степени воздействия. 

    *Ребёнок сосредоточен на двигательной активности, на своей моторной системе, воспринимает мир и понимает его лучшим образом через движения. 
  Он ведёт себя так, как будто пытается втиснуть весь огромный мир внутрь маленькой ракушки. 

     *Ребёнок любит эксперименты. Он »прыгает в воду» первым, а затем смотрит куда прыгнул. 
Он начинает обычно с энтузиазмом, но часто не заканчивает работу или игру, так как удовлетворён своей двигательной активностью и не задумывается о цели действия.

     *Если игра не работает, он захочет её сломать; если родители не делают то, что он хочет, он ударит их головой или толкнёт. Может отобрать у другого ребёнка игрушку, ущипнуть и толкнуть так, чтобы тот упал. 

     *Ребёнок не чувствителен к другим, предпочитает отдаляться от людей, часто не уверен в себе, испытывает страх остаться одному, страх перед разочарованием. 

     *Нуждается в большом и свободном физическом пространстве. Очень плохо себя чувствует в тесноте при физических контактах с людьми, даже когда и не сталкивается с другими детьми.  
    
     Часто родители ребёнка опускают руки, прощают и разрешают ребёнку всё, боясь показаться 
ворчливыми в глазах окружающих. При этом внутреннее напряжение и дискомфорт в семье усиливаются. Но потом, видя возросшую опасность для ребёнка и для своих отношений с ним,  родитель неожиданно взрывается и пугает малыша, а затем, переполненный чуством вины, пытается искупить её вновь через всепрощение.

   Некоторые рекомендации родителям по воспитанию вспыльчивого ребёнка: 

  •   Родители должны очень чётко обозначить рамки дозволенного для ребёнка и ни при каких обстоятельствах не снижать свои требования, а, наоборот, иногда в силу необходимости и усиливать их, используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты. Степень реакции и сила голоса взрослого должна быть пропорциональна отрицательному поведению ребёнка.
  •   Чем старше ребёнок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше-физические ограничения и преграды. 
  •   Чем активнее родители с самого начала устанавливали рамки дозволенного, тем меньше им придётся потом бороться с отрицательными формами поведения ребёнка для коррекции его характера.                   
  •   Родитель должен  удерживать ситуации по контролем  и использовать каждую из них как возможность обучения ребёнка, ходя это довольно трудно и требует больших затрат усилий и энергии.
  •  Часто дети не воспринимают речь взрослых из-за затруднений в переработке слуховых стимулов. Они обнаруживают, что проще понять самого себя, нежели другого. Им необходима тренировка в двусторонней коммуникации через жесты, поведение а затем через идеи и речь.
  •   В возрасте 2,5 года ребёнок учится конструктивным образом выражать свои чувства с помощью словесных выражений и, понемногу, начинает справляться с приливами злости. 
  •  Частая ошибка, которую допускают родители ребёнка-это его »изоляция» с требованиями »замолчать» и »сидеть тихо». Наоборот, необходимо вовлекать малыша в разговор, спрашивать, что чувствует и как думает. Надо помочь ему выразить свои чувства, такие как злость, разочарование, избыток чувств, более абстрактным способом-через речь и идеи. 
  •  Необходимо сглаживать агрессивность ребёнка и использовать альтернативные пути для удовлетворения его нужд. 
  •  У ребёнка должно быть чёткое представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления, предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять свои потребности.