7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Метод «Мандала»

Арттерапия – терапия искусством: мандала

Подготовил: Лопарева А.С., педагог-психолог

 

     «Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения»

Joan Kellogg

  Любое искусство – это метафора. Таким образом, арттерапия — это и есть метафора, отражающая динамику психотерапевтического процесса в реальности.

Дети сами не осознают свои  психологические проблемы, как что-то, мешающие им жить.  Они, в силу своих возможностей, не умеют ясно и четко выражать своих мыслей, но они уже умеют рисовать, лепить, фантазировать, сочинять сказки, истории.  Поэтому методы арттерапии , позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, игру, так хорошо подходят для работы с детьми с целью коррекции их психоэмоционального состояния.

    Показания для применения арттерапевтических методов:

— трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей;

— психосоматические расстройства;

— психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;

— невротические и эмоциональные расстройства;

— кризисные состояния;
— оптимизация психологического развития в детском возрасте.

Арттерапия – это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем.

   Выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танце-двигательную, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию и многие другие.

   Одним из методов арттерапии является и мандалотерапия. Мандала (санскр., «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.  

     Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объемными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками, делают из металла, камня, дерева и т.п.

   В психотерапии мандала используется как одна из проективных техник для диагностики  психоэмоционального состояния как взрослого, так и ребенка, и, в то же время, как средство экстренной психологической помощи, как составляющая терапевтического процесса.

    В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, который все и объединяет.  Создавая мандалы, наши предки хотели выразить свое понимание явлений, происходящих вокруг них, и свое отношение к этим процессам. И по сей день изображение круга с симметрично расположенными в нем элементами можно найти повсюду: на сундуках наших бабушек, на веретенах, узорах тканей, современных украшениях – перстнях, подвесках, серьгах и др. Благодаря своей универсальности мандалу можно встретить везде — в различных культурах, в глубоком прошлом и в современном настоящем.

   Наибольшее распространение мандалы получили в практиках индуизма и буддизма, где по сей день используются в качестве религиозного символа и ритуального инструмента, предназначенного для посвящения монахов, для медитации, концентрации ума. Эти мандалы символизируют различные аспекты духовности, божественности, как совершенные объекты целеустремленности.

     В христианских мандалах Христос Вседержитель располагается в центре и окружен эмблемами или символами четырех евангелистов в виде изображений быка, орла, льва и ангела. Они выражают четыре формы проявления или эманации священной силы в ее связи с человеком. Иногда в качестве центральной фигуры выступает Мария на троне, сидящая с Богом-Отцом и Богом-Сыном, либо держащая на коленях Сына в короне. Данное изображение означает то, что воплотившийся в человеческом облике Бог обрел свою священную силу и правит миром, располагаясь в его центре.                                                 

    Мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее человеку найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

     Мандалы помогают человеку почувствовать себя целостным, увидеть, принять и решить внутренние конфликты, одновременно развиваясь и совершенствуясь. Втянувшись в процесс создания мандал, человек открывает двери своей души, освобождает жизненную энергию, которая таится глубоко внутри нас. Выходя наружу, она нас очищает, исцеляет и вдохновляет.

    Создавая свою личную мандалу, мы создаем индивидуальный символ, который отражает то, чем мы являемся в данный момент. Круг, изображаемый нами, как бы приглашает разные части нашей внутренней реальности проявиться и прийти во взаимодействие друг с другом, он инициирует их движение и слияние, приводя нас к целостности. Именно поэтому, во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.

   С какого возраста можно заниматься созданием мандал?

1–2 года    Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисование вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (четыре основных цвета: красный̆, желтый, синий, зеленый).

3–5 лет  Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Гуашь, цветная пастель масляная, работа с цветным песком (восемь цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый,  серый, коричневый, черный). Также можно использовать различные природные материалы, крупы, макаронные изделия, пряжу, нити и пр. (клей ПВА для закрепления материалов)

6–7лет  Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.

   Основные правила при работе с мандалой:

✽ ребенок должен самостоятельно выбирать цвета или темы для рисунка, без давления взрослого;

✽ в день желательно работать только с одной мандалой;

✽ необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе раскрашивания, ведь эта работа требует от него высокой концентрации внимания и усидчивости;

✽ не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия, избегайте комментариев по поводу результата, ребенок будет напряжен и зависим от вашей оценки;

✽ для настоящего погружения в процесс и расслабления необходимо избавиться от агрессивных цветовых и звуковых раздражителей, создать хорошее освещение в помещении. Важно, чтобы на эту работу было достаточно времени и художественных материалов. Можно негромко включить медитативную музыку.

✽ по окончании работы попросите малыша  придумать название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно раскрасить фон, вырезать получившееся изображение. «А теперь покрути волшебный  круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им. Найди ему место в комнате». Необходимо спросить у ребенка о его чувствах и переживаниях во время работы, нравится ли ему рисунок. Если получившийся результат не нравится, круг можно изменить, разрезать или порвать.  В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть желание, можно написать рассказ или сочинить сказку к получившейся картинке.

    Следует помнить, что «успех — это путь, а не цель» (Бен Свитленд).

А путь коррекции психоэмоционального состояния, исправления нарушений эмоционально — волевой сферы трудоёмкий, требует больших энергетических затрат, но с помощью мандалотерапии — увлекательный и более короткий. Результат заметен уже после первого – второго сеанса.

  Метод «Мандала» носит терапевтический  и диагностический характер. Работая с мандалой,  ребенок высвобождает бессознательно свое психическое состояние, осмысливает при создании мандалы свое внутреннее беспокойство, что позволяет в конечном итоге увидеть ему свои проблемы со стороны, а затем осознать их и попробовать изменить себя с помощью когнитивно — поведенческой терапии.
     Метод «Мандала» изменяет духовную сущность «Я» ребенка, поведение его изменяется в положительную сторону.

Рекомендуемая литература:

  1. Диагностика в арт-терапии метод «мандала». Учебное пособие / под. ред. А.И. Копытина. – М., «Психотерапия», 2011.

  2. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и АРТ – ТЕРАПИИ. – СПб.: «Речь», 2010.