7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Программа кружка

радуга 

Психологическая безопасность детей в социуме

Арт – студия «Радуга»

 Руководитель: Лопарева А.С. , педагог – психолог, методист высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования Российской Федерации

     Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные психолого — педагогические задачи:

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты могут быть достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации проблемы личности.

Преимущества арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:

  • Арт-терапия  не требует от человека каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков
  • Она  является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто затрудняется в словесном описании своих переживаний
  • Изобразительная деятельность является мощным средством раскрепощения и сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов
  • Продукты творчества способны рассказать о настроениях и мыслях человека, что позволяет использовать их в рамках психологической диагностики
  • Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека
  • Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает сформировать более активную творческую жизненную позицию
  • Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

   Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных  стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Арттерапия формирует творческое отношение к жизни  с ее проблемами и «зигзагами» судьбы, умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, раскрывает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач. Интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленного изменения личности. 

Цели   «Арт – студия «Радуга»: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и гармонизации их личности.

Задачи:

  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;
  • создание условий для самопознания и самовыражения;
  • развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
  • снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
  • развитие навыков рефлексии.

При реализации программы кружка используются такие техники, как:

  • игротерапия:
  • изотерапия;
  • мандалотерапия (с применением различных материалов);
  • музыкотерапия  (слушание релаксационной музыки на каждом занятии);
  • сказкотерапия.

Игра для дошкольников — это не только наиболее естественная, но и веду­щая форма деятельности, в русле которой формируются все основные новообразования, использование игротерапии в качестве основного рычага коррекционной работы представляется наиболее целесообразным. В процессе игровой коррекции решаются следующие конкретные задачи: у ребенка вызываются новые формы переживаний, воспитываются чувства по отношению к взросло­му, сверстникам, к самому себе и другим, повышается уверенность в себе, раз­виваются и обогащаются приемы общения со сверстниками, отрабатываются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности.

Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия — один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Основная цель изотерапии  — помочь ребенку начать осознавать себя и своё существование в мире. Это связано с тем, что рисование, даже без какого либо вмешательства взрослого, — мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечить путь для проявления чувств. Овладение  нетрадиционными  способами  рисования  позволяют детям  самостоятельно  решать  многие  изобразительные  задачи.

Мандалотерапия, как игра, «компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему». Удваивая реальность на рисунке, ребенок разыгрывает жизненные ситуации, получая от этого определенного рода удовольствие. Изобразительное творчес­тво позволяет как ребенку, так и его родителям понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого.

Музыкотерапия  — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Подбирая музыкальные произведения, можно добиться расслабления или повышения активности. В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Сказкотерапия способствует развитию творческих способностей, расши­рению сознания, совершенствует взаимодействия с окружающим миром. Текс­ты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Дети получают крайне необходимый для их эмоционального бла­гополучия опыт новых отношений со взрослым и сверстниками, отношений, ос­нованных на уважении и признании самостоятельности и самоценности детей. Сказкотерапия предоставляет уникальную возможность родителям пережить чувства, связанные с их отношениями к собственным родителям, и сравнить их со своими чувствами к своему ребенку, может отразить опыт трех поколений, объединенных той или иной семейной проблемой, что позволяет снять обвине­ния во всех бедах с одного из членов семьи.

    Специфика проекта заключается в форме проведения: открытая арт-студия для детей  и в том, что арт-терапевтические  техники  будут интегрироваться одна в другую.  

     Арттерапевтическая работа с детьми опирается на принципы психокоррекционной работы и непосредственно на арттерапевтические принципы.
Принципы психокоррекционной работы:
1. Принцип системности коррекционных, профилакти­ческих и развивающих задач. Этот принцип указывает на не­обходимость определения в любой коррекционной программе трех видов задач:
1. Коррекционной — исправление отклонений и нарушений.
2. Профилактической — предупреждение отклонений и трудностей в развитии.
3. Развивающей — оптимизация, стимулирование, обогаще­ние содержания развития.
Единство всех трех
видов задач обеспечивает эффективность коррекционно-развивающей программы.

2. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Началу осуществления коррекционной работы должен предше­ствовать этап комплексного диагностического обследования. Цели и содержание коррекционной работы могут быть опреде­лены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диаг­ностического и клинико-психолого-педагогического обследова­ния. Реализация коррекционной задачи требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более точной диагностики.
3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать на­рушения в развитии и направлена на реабилитацию и соци­альную адаптацию ребенка с проблемами в обществе. Коррек­ция и компенсация — это тесно связанные между собой процес­сы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматри­ваться один без другого. Цель коррекционной работы непосред­ственно связана с результатом — компенсацией нарушения.
4. Принцип комплексности методов клинико-психолого-педагогического воздействия. Принцип утверждает необходи­мость использования всего многообразия методов, технологий  и приемов из арсенала специалистов разных профилей: клини­цистов, психологов, педагогов-дефектологов, воспитателей, психотерапевтов. Выбор определяется целями, задачами про­граммы оказания ребенку помощи, его возрастных и индиви­дуальных особенностей и семейной ситуации.
5. Принцип учета возрастных психологических и инди­видуальных особенностей развития. Принцип согласует тре­бования соответствия хода психического и личностного разви­тия ребенка нормативному развитию и признание факта уни­кальности и неповторимости пути развития конкретной лично­сти с другой. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономер­ностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
6. Принцип личностно-ориентированного и деятелъностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании развития личности в дея­тельности, а также того, что активная деятельность самого ре­бенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. Н. Мясищев и др.).
7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной ра­боте с ребенком с особенностями в развитии. Предполагает орга­низацию «ситуации успеха» для ребенка, веры в ее положитель­ный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощре­ние даже самых незначительных достижений.
8. Принцип учета эмоциональной сложности материа­ла. Проводимые игры, занятия, упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положи­тельные эмоции.
9. Принцип активного привлечения ближайшего социаль­ного окружения к коррекционной работе с ребенком. Ребе­нок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер и др.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близ­кими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и спосо­бов ее осуществления составляют важнейший компонент раз­вития, определяют зону его ближайшего развития. Успех кор­рекционной работы с ребенком наряду с другими составляющими зависит и от сотрудничества с родителями. Объектом раз­вития является не отдельный ребенок, а целостная система со­циальных отношений, субъектом которых он является, и в пер­вую очередь его семья.
10. Принцип программированного обучения. Данный принцип предусматривает разработку программ, состоящих из последовательных операций, выполнение которых ребен­ком сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно приводит к формированию у него необходимых умений, на­выков и действий.
11. Принцип усложнения. Переходя от простого к сложно­му, каждое задание должно проходить ряд этапов: от минималь­но простого к максимальному сложному.
12. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в условиях коллективного обучения. Этот принцип принимает во внимание как индивидуальные особенности каж­дого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, тем­перамент, уровень развития эмоционально-волевой сферы, уро­вень знаний и навыков и*т. д.), так и специфические особеннос­ти, присущие детям с различными категориями нарушения раз­вития, т. е. позволяет избирательно осуществлять коррекцион-но-образовательную деятельность согласно природе индивидуаль­ного недостатка развития. Дифференцированный подход учиты­вает вариативные типологические особенности в рамках одной категории нарушений. Он позволяет в пределах общего содер­жания обучения организовать его в соответствии с возможностя­ми и особенностями детей в каждый отдельный период обуче­ния; программный материал имеет разные уровни трудности.

Четыре принципа арттерапевтического воздействия (по А. И. Копытину)
1. Принцип использования разнообразных материалов.
Данный принцип означает, что в арттерапевтической работе сле­дует использовать «разнообразные изобразительные материа­лы и средства визуальной, пластической экспрессии» с целью самовыражения с их помощью.
2. Принцип создания условий. Работа с изобразительными материалами и различными «средствами визуальной, пласти­ческой экспрессии » должна быть организована в определенных условиях (кабинете психолога, художественной студии, кабинета, специально приспособленного для занятий), помогаю­щих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному самовыражению.
3. Принцип посредничества. Работа с «изобразительными материалами и средствами визуальной пластической экспрессии » должна проводиться в присутствии специалиста, обладающего достаточными навыками изобразительной деятельности и в то же время способного понимать психологическое содержание изобра­зительной продукции клиента и выступать в качестве посредника в «диалоге» автора со своей изобразительной продукцией.
4. Принцип использования специфических приемов в арт-терапевтической работе. Арттерапевтическая деятельность предполагает использование специалистом определенных при­емов, помогающих осознать отраженное в изобразительной про­дукции содержание внутреннего мира.
 

Организация занятий, необходимые материалы

Основные принципы арт-терапевтических занятий:

  • поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;

  • говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

  • отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой,  а не с другими детьми;

  • не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;

  • не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;

  • применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо  от содержания, формы и качества;

  • не утомлять занятиями;

  • использовать определенный ритуал занятия.

        Структура занятий:

  • Заполнение «экрана эмоций» (тема, настроение на начало занятия)
  • Приветствие (позволяет настроить участников на работу в группе)
  • Вводные разминочные упражнения (раскрепощают участников, погружают в тематику занятия)
  • Реализация арт-техники и обсуждение продукта
  • Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли у участников относительно занятия, подведение итогов)
  • Заполнение «экрана эмоций» (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения)
  • Ритуал прощания.

   Тематическое планирование  рассчитано на 20 занятий продолжительностью 40 мин.  – 1,5  часа. Занятия проводятся один раз в неделю. В ноябре, декабре, феврале, марте – по 4 занятия в месяц. В январе и апреле – по 2 занятия в месяц. Занятия 1, 3, 19, 20 являются диагностическими.

Оптимальное количество участников —  9 — 10 человек.

   Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки. Использование музыки помогает участникам  успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

   Для занятий необходимы плотная  бумага для рисования формата А3, ватман, ручки, простые карандаши, ластик, пастель масляная, гуашь, пальчиковые краски, кисти, клей ПВА, магнитная доска и смайлики — магниты  или наборы 8 цветных магнитов на каждого участника, различные материалы по мере необходимости (цветной песок и др.).

 

Ожидаемый результат

На выходе участники должны повысить уровень креативности и творческих способностей, осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировать умение эффективно общаться с другими.

 

 Тематическое планирование

 

занятия

Тема

Кол-во

занятий

1

«Волшебство красок»

1

2

«Мандала»

1

3

«Я и мир»

1

4

«Мандала»

1

5

«Волшебные кляксы»

1

6

«Мандала»

1

7

«Моя семья»

1

8

«Мандала»

1

9

«Рисунок по мокрому листу»

1

10

«Мандала»

1

11

«Рисование на руках»

1

12

«Мандала»

1

13

«Монотипия»

1

14

«Мандала»

1

15

«Герб моей семьи»

1

16

«Мандала»

1

17

«Наши ладошки»

1

18

«Мандала»

1

19

«Я и мир»

1

20

«Мандала»

1