7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Речевое развитие детей младшего возраста.

SAM_5467

Консультация  для родителей.

Подготовила: Салчак.Ч.Д.

Речевое развитие

 

Проблемы  в речевом развитии детей – одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов и психологов в том, что речь является одним из важнейших факторов и основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с раннего возраста.

По мнению педагогов, проблемы развития речи детей раннего возраста прежде всего связаны с отсутствуем или нехваткой времени у родителей на развивающее общение с детьми.

Особого внимания со стороны специалистов требуют семьи, в которых культивируется потребительское отношение детей к взрослому. Жертвенная преданность взрослых членов семьи, в которой подрастает ребенок, сказывается и на общении с ним. Родителям нужно объяснять, как вредно излишнее сюсюканье.

Родители зачастую не знают, какое влияние оказывает развитие мелкой моторики руки на речь. Поэтому в семьях  дети мало или вообще не пользуются разнообразными художественными материалами для рисования, лепки, аппликации.

В беседах с детьми родители редко обращаются к созерцанию природы, недостаточно часто знакомят с произведениями искусства, не говорят о красоте природы и искусства.

В работах, посвященных вопросам речевого развития детей, период до трех лет признан исключительным. Так, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1672), наблюдая за детьми в Материнской школе, доказал, что развивать речь ребенка нужно с самого рождения, беседу4я с ним. В руководстве «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет» педагог рассказывает что для лучшего усвоения материала особое значение имеют поэзия и пение: «Как только ребенок начинает понимать слова, то вместе с тем начинает любить также созвучие и ритмы».

Развитие ребенка раннего и младшего возраста, по мнению Е. Н. Водовозовой., должно быть связано с обязательным комплексом физических упражнений. Прогулки – замечательное время для бесед, которые построены на наблюдении, и для выполнения комплекса упражнений, которые она советует матерям и наставникам подбирать сообразно  с возрастными возможностями малыша, давая при этом образец выполнения.

Чтение рассказывание сказок, различных произведений художественной литературы и фольклорного материала, в том числе и пение с детьми музыкальных произведений, народных и классических, Е. Н. Водовозова квалифицировала как наиболее интересный для всех участников педагогического процесса способ организации речевых занятий с детьми.

Известный общественный деятель в области дошкольного воспитания   Е, И. Тихеева (1866-1944) разработала методику развития речи, которая построена на систематическом обучении и заключается в накоплении содержания речевого материала, совершенствования сенсорных представлений об окружающем, укреплении речевого аппарата, работе над структурой и формой речи. Будучи одним из создателей дошкольных педагогики, она предложила методику проведения различных видов занятий по развитию речи с использованием таких методов и методологических приемов, как, например, выполнение поручения взрослого, рассматривание картинок с называнием предметов, занятия по звукопроизношению, упражнения  на развитие слуха и голоса и т.д.

В наши дни в детских дошкольных учреждениях с группами различных вариативных форм по воспитанию и развитию детей раннего возраста воспитатели к проблемам развития речи относят и потерю интереса взрослых участников педагогического процесса к чтению. В семьях детям читают мало или совсем не читают. Воспитателям необходимо объяснять родителям, как важно читать детям. Большую пользу приносят мероприятия, направленные на повышение активности пап и мам, с тем, чтобы они ежедневно читали ребенку произведения художественной литературы и фольклора.

В условиях вариативности форм дошкольных учреждений, работающих

с детьми раннего возраста, особое значение для родителей и воспитателей приобретает способы приобщения малышей к чтению художественной литературы по достижению ими трехлетнего возраста. К трем годам у детей уже может сформироваться умение слушать художественное произведение без опоры на иллюстративное сопровождение – как важнейшее условие развития фантазии, воображения

        Дети раннего и младшего возраста испытывают особую потребность в общении, поэтому данный возрастной период может оказаться решающим в формировании будущего читателя.

         К трем годам они хорошо знают сказки и стихотворения, которые традиционно рекомендуются для чтения младшим дошкольникам. А есть семьи, в которых родители уже начинают читать детям художественные произведения большого объема: сказочные повести, природоведческую литературу. Одна группа детей, которым вообще не читают. Такие дети, как правило, испытывают огромную потребность в общении. А слушать чтение или рассказывание художественного произведения – для них яркое и незабываемое событие.

          Органически соединяет в себе поэзию и игру такое произведение устного народного творчества, как потешка. Она изображает картины крестьянского быта и природы, то, что было близко и понятно адресатам, маленьким деревенским жителям, для которых они и сочинялись. Создававшийся веками поэтический репертуар малых фольклорных форм сохранился благодаря возникновению книжной культуры и стал ее неотъемлемой частью.

           Если малыши не адаптированы к чтению книги, то знакомство их с малыми жанрами фольклора педагог начинает с рассказывания и одновременного проведения игровых действий.

            Самый известный вариант игровых потешек – «Ладушки». Начиная легко массировать центр ладошки ребенка, педагог тем самым побуждает его распрямить кулачок. Взяв кисть малыша, прикладывает его ладошку к своей ладони и приговаривает: «Ладушки, ладушки, испекли оладушки!». Постепенно игра усложняется.

             Детям часто нравится, когда им не просто читают текст потешки, а поют его. Характерная особенность жанра потешек – особое подчеркивание художественной природы языка, словесная игра, стремление к выявлению забавного, яркого  в звучании слов. Много рифмовок, созвучий, повторов, «выдуманных» слов: «тук- тук-ту- рук», «тень- тень- потетень» и.т.д.

             Чтение потешки должно быть многократным. При повторном чтении воспитатель обращает к детям. Например, «Помогите дедушке….». Малыши с помощью воспитателя повторяют слова потешки.

              Одной из форм повторного чтения детям может стать инсценировка художественного произведения. Инсценировку произведений малых жанров фольклора можно считать одним из важнейших средств в организации чтения в группах раннего возраста.

               Основная задача предложенной методики – помочь воспитателям, работающим с большой группой детей, многие из которых впервые пришли в детский сад, сделать так, чтобы ежедневное пребывание ребенка вдали от родных и близких тем не менее стало не тоскливым, а наполнилась яркими впечатлениями, в том числе и в результате встречи с необыкновенными друзьями —  героями детских книг.