7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Детское воровство

В своей профессиональной деятельности педагоги не раз сталкиваются с ситуацией, когда кто-то из их воспитанников берет без разрешения чужие вещи. Происходит это по самым разным причинам, но чаще всего ребенок делает это неосознанно.

Чтобы в дальнейшем за ним не закрепился ярлык «маленький воришка», важной задачей воспитателей, педагогов-психологов и его родителей явля­ется выяснение основных причин такого поведения ребенка и проведение своевременной коррекционной работы.

 

Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ

 

Детское воровство

 

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко обсуждать даже с педагогом-психологом ситуацию, если их ребенок совершил «ужасный» поступок — украл деньги или присвоил чужую вещь. Однако в большинстве случаев все не так страшно: дошкольника можно отучить брать чужое без разрешения, достаточно провести определенные коррекционные мероприятия.

Они могут быть выбраны только после определения мотивов краж, среди которых можно выделить следующие:

  • чувство обделенности в чем-то. Такая ситуация возможна, если ребенок из необеспеченной семьи, и его родители не могут поз­волить купить своему малышу игрушки, которые есть у других детей;
  • желание владеть чем-либо. Иногда малыш кладет в карман игрушку просто по привычке класть все в карман, не задумыва­ясь о том, что он совершает что-то неправильное. Представле­ние о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда начинает развиваться самосознание. В 4-6 лет формируются нравственные привычки, но это не зна­чит, что они уже закрепились. Никому и в голову не придет называть вором 2-3-летнего малыша, взявшего без спросу чью- либо вещь. Кроме того, дети могут считать, что не делают ниче­го плохого, так как сами родители подают им дурной пример — например, рассказывая, как они кого-нибудь обхитрили, обма­нули, а ребенок берет этот способ поведения «на вооруже­ние».
  • желание сделать приятный подарок кому-то из близких. Этот мотив также связан с непониманием отрицательной оценки краж у дошкольников и незнанием понятий «мое» и «чужое». Можно ли считать воришкой 5-летнего мальчика, который, испытывая симпатию к своей сверстнице, дарит ей мамины золотые украшения, считая, что эти украшения также принад­лежат ему.
  • желание привлечь внимание сверстников к себе как обла­дателю какой-либо вещи — своеобразная реакция детей на травмирующие обстоятельства жизни. Например, дефицит внимания и любви в семье (что, несомненно, является для маленького ребенка травмирующим обстоятельством) может вызвать дополнительные мотивации к краже. Так, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них кон­фет, может раздать их другим детям, чтобы таким образом «купить» их дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя вни­мание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
  • желание отомстить из-за недостатка внимания в семье. В пе­дагогической практике есть примеры, когда старшие дети по­стоянно прятали и выбрасывали вещи своих младших братьев и сестер. Они совершали это потому, что в семье явно предпо­читали им младших сыновей или дочерей и возлагали на них большие надежды, что в итоге вызывало ревность и желание отомстить родительским любимчикам.

При организации работы с дошкольниками необходим учет пси­хологических особенностей, присущих им. Также важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.

Психологические особенности, присущие детям

  • импульсивность, подверженность сиюминутным поры­вам вследствие неразвитости произвольного контроля поведения;
  • неразвитость прогностической функции (осознание своего существования «здесь и сейчас», непонима­ние временных перспектив);
  • узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий.

 

Существует мнение, что воровство присуще детям из неблаго­получных семей. Между тем в последнее время участились случаи воровства среди детей, проживающих в благополучных семьях. И в первом, и во втором случае воровство детей — последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях главным стимулятором детей к краже является низкий материальный достаток и аморальное поведение самих родите­лей. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уро­вень материальной обеспеченности до­статочный, и воспитанию детей уделяет­ся много времени. Но вопрос заключа­ется не в количестве, а в качестве педагогических воздействий. Мож­но выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:

  • отсутствие последовательности, когда в одной ситуации ре­бенка могут наказывать, а в другой — «закрывать глаза» на его проступок;
  • несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку (такая ситуация характерна для семей, где есть бабушки и дедушки, которые не могут договориться между собой, а также в семье, где ребенка воспитывает одна мама);
  • «двойная мораль», когда действия родителем расходятся с де­лом;
  • вседозволенность, которая возникает в условиях воспитания в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обес­печением;
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.

Несмотря на кажущуюся полярность методов воспитания, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Педагоги­ческая непоследовательность родителей стимулирует ребенка к при­способленчеству, развивает зависимость от настроения окружаю­щих. Ребенок учится манипулировать мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в тре­бованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрос­лых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые нервируют как их непосредственных, так и невольных участников, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях дети часто вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.

В психологической науке проблему воровства изучали такие авторы, как А.И. Баркан, Г.А. Широкова, Л.Н. Шипи цына, М. Кравцова, Дж. Нельсей, Л. Лот, А. Фромм, 3. Клайн, Э.Х. Давыдова.

Следуя желанию соблюсти внешние приличия, некоторые роди­тели демонстративно внушают детям, что «брать чужое нельзя», одно­временно принося с работы то, что «пло­хо лежит». Ребенок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой.

Неумение или нежелание родите­лей пресекать негативные проявления личности или характера ре­бенка приводит к тому, что он не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попа­дая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» — с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конф­ликтов.

Желание родителей контролировать каждый шаг своего ребенка не менее пагубно влияет на развитие его личности. Одни дети занима­ют активную «оборонительную» позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие «ухо­дят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми дей­ствия, но уже в моменты, когда на них не обращают внимание. Это способствует развитию лживости, двойной морали.

Опасный симптом, если ребенок берет все, что «плохо лежит». Часто он не помнит, когда и у кого взял вещь, не может объяснить, для чего. Берет также то, что ему совсем не нужно, может тут же бросить или теряет украденное. Это может быть заболеванием, и нужно обра­титься за консультацией к врачу.

Таким образом, одним из первых шагов педагога-психолога на пути оказания помощи ребенку, уличенному в воровстве, должно стать выявление причин и мотивов его поступка, а также выявление особен­ностей семейного воспитания.

Общая стратегия поведения родителей и специалистов будет зависеть от причин возникновения этой ситуации.

Рассмотрим данную проблему на примере. Педагогу-психологу поступил запрос от двух воспитателей подготовительной к школе груп­пы по поводу выявленных фактов пропажи игрушек воспитанников. Было замечено, что один из мальчиков — Саша Г. берет игрушки к себе домой и не признается в этом, хотя все дети видят, что он кладет их себе в карман или прячет в шкафчик. На вопросы детей, зачем он берет чужие игрушки, Саша Г. всегда отвечает им, что это его игруш­ка — он принес ее из дома. На следующий день мальчик подкладывает игрушку где-нибудь в группе и делает вид, что он эту игрушку там нашел.

Первичный запрос воспитателей заключался в желании получить помощь от специалиста в выборе эффективных методов педагогичес­кого воздействия на ребенка с целью устранения негативной привыч­ки, привития ему необходимых навыков общения со сверстниками, моральных норм и правил поведения в группе и социуме.

Была выдвинута гипотеза, что причинами воровства в данном случае могут быть:

  • безучастность родителей в воспитании ребенка, недостаток любви, понимания и ласки в семье;
  • дефицит игрушек у ребенка дома;
  • недостаточное знание морально-этичес­ких норм поведения;
  • желание привлечь внимание сверстни­ков к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи, вызывая зависть у сверстников;
  • желание отомстить кому-либо из детей, кто причинил ему вред или обидел.

С целью уточнения выдвинутых гипотез были проведены следующие диагностические мероприятия:

  • беседа с воспитателями — для выявле­ния поведенческих особенностей ребен­ка в группе сверстников и общении со взрослыми и получения от них запроса на коррекционную работу;
  • беседа с родителями ребенка — для сбо­ра краткого анамнеза ребенка, получе­ния информации о методах воспитания и его поведении в семье, наличии у него игрушек, их функционального назначе­ния и частоты приобретения;
  • беседа с социальным педагогом — для выяснения социометрических данных группы для понимания мотивов воров­ства ребенка;
  • наблюдение за воспитанником в группе на занятиях и во время самостоятельных игр детей;
  • беседа с самим ребенком — для выявле­ния подробностей внутрисемейных отно­шений и ролл ребенка в семье («Интервью с ребенком» А.И. Захарова).

Кроме того, была проведена психологическая диагностика, кото­рая включала:

  • проективную методику «Рисунок семьи» (Корман), направлен­ную на выявление субъективной оценки ребенком своей семьи, своего места в ней, его отношений с другими членами семьи;
  • проективную методику «Рисунок несуществующего животного» (А.П. Венгер), направленную на исследование личности детей;
  • проективную методику «День Рождения» (М. Панфилова), направ­ленную на выявление особенностей взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, а также с членами его семьи;
  • тест «Почта» (модификация теста Е. Антонии и Е. Бине), на­правленный на изучение эмоционального самочувствия до­школьника в семье, выявление его уверенности/неувереннос­ти в родительской любви;
  • тест детской апперцепции «CAT» (Е. Kris), разработанный для изучения «пищевых проблем» — в частности, исследование проблем конкуренции братьев-сестер, освещение отношения к родительским фигурам, фантазий ребенка об агрессии, при­нятия взрослого мира, страха остаться одному, поведения, касающегося туалета и родительских реакций на это;
  • тест «Лесенка» (В.Г. Щур), направленный на выявление осо­бенностей самооценки ребенка, а также его представлений об отношении к нему других людей, степени осознанности этого отношения;
  • тест «Да и нет» (Н.И. Гуткина), направленный на выявление мнения ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произволь­ной регуляции деятельности (модификация известной детской игры «Да и нет не говорите, черного и белого не берите»).

Из беседы с воспитателями выяснилось, что они считают Сашу очень сложным ребенком, отмечают, что он часто говорит им, родите­лям и детям неправду, проявляет хитрость, коварство, может действо­вать исподтишка, берет домой без спроса игрушки из детского сада или их прячет. При этом у ребенка хорошо развита мотивация учения, на занятиях в детском саду он ведет себя хорошо: выполняет предло­женные ему задания, старается сделать это быстро, но не всегда ка­чественно.

В беседе с родителями Саши выяснилось, что у матери была тя­желая беременность, отягченная токсикозами в первом триместре, роды продолжительные, плод обвит пуповиной, вследствие чего у но­ворожденного наблюдалась асфиксия. Развитие в младенчестве про­текало в норме.

Родители характеризуют его как активного, подвижного, неусид­чивого, очень веселого ребенка и не допускают мысли о том, что их сын может брать чужие игрушки.

Дома мальчик очень активный, неугомонный, не любит долго заниматься одним видом деятельности, выполнять домашнее задание. Заставить ребенка делать то, чего он не хочет, невозможно, однако, если сам пожелает чем-либо заняться, то может спокойно просидеть за этой деятельностью 1-1,5 ч. У мальчика дома много различных по стоимости и назначению игрушек. Как правило, ему покупают все, что он попросит, если в данный момент на это есть деньги.

В ходе беседы стало понятно, что в семье несогласованы методы воспитания. Так, бабушка очень строга с внуком, мать слишком лас­ковая и заботливая и не является для ребенка авторитетом. А отец, в свою очередь, воспитывает сына при помощи физических методов наказания.

При этом у них общая позиция: ребенок должен самостоятельно решать проблемы, возникающие в отношениях со сверстниками. По­этому семья не вмешивается в его взаимоотношения с другими детьми.

Как рассказала мама ребенка, у сына возникла конфликтная ситуация со сверстником из группы, который на протяжении дол­гого времени проявлял агрессивные действия по отношению к Са­ше, дрался с ним, когда воспитатели этого не могли видеть, прятал его игрушки и всякий раз задевал его и провоцировал конфликты. Родители об этой ситуации знали, но не вмешивались, следуя свое­му принципу. Они не стали сообщать воспитателям о сложившейся в группе ситуации. Саша, пытаясь защитить и отстоять себя, стал мстить своему обидчику, пряча его игрушки. Обидчик пожаловался своей маме на пропажу игрушек. Поскольку дети видели эту игруш­ку в руках Саши, то воспитатели сделали вывод, что он является вором.

Из беседы с Сашей выяснилось, что мальчик любит рисовать, играть в «гембой», заниматься физкультурой и смотреть телепередачи о машинах, а сам хотел бы стать шофером, когда вырастет. Что каса­ется воровства, то ему известно, что воровать — это плохо, за это на­казывают, сажают в тюрьму, но Саша не смог объяснить, почему это плохо. Это может свидетельствовать о том, что у ребенка только про­исходит формирование нравственных привычек, но они еще не закре­пились, так как расценить воровство как попытку присвоить чужое, как плохой поступок он не смог.

Тесты «Рисунок семьи», «День Рождения» и «Почта» показали, что ребенок не чувствует себя защищенным и любимым в семье. Он воспринимает себя маленьким и ненужным, к нему предъявляют­ся слишком завышенные требования, с которыми он не справляется.

Тесты «Рисунок несуществующего животного» и «Лесенка» по­казали, что у ребенка наблюдается повышенная возбудимость, ак­тивность, скрытая агрессия. Общая самооценка завышена, что явля­ется нормальным для его возраста, и служит проявлением эгоцент­ризма. Однако мальчик считает, что родители не оценивают его так же высоко. Из этого можно сделать вывод, что завышенная само­оценка является компенсацией недооценки его способностей со сто­роны родителей.

Тест «Да и нет» выявил, что у ребенка не развиты на достаточном уровне саморегуляция и умение следовать правилу. Он часто наруша­ет требования игры, сам того не замечая.

Тест детской апперцепции «CAT» не выявил никаких грубых нарушений или патологий, ребенок адекватно оценивает происходящее, у него нет за­цикливания на чем-либо, страхи отсутствуют, но наблюдается скрытая вербальная агрессия.

По результатам социометрического исследова­ния, проведенного социальным педагогом, Саша относится к группе «предпочитаемых» детей.

Психологическая саморегуляция — целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которой требуется формирование особых средств контроля над деятель­ностью.

Таким образом, предположения о том, что причинами воровства мальчика стали дефицит игрушек дома или желание привлечь к себе внимание сверстников, вызвав их зависть, не подтвердились. Верны­ми оказались версии о том, мальчик недостаточно знаком с морально- этическими нормами; в семье несогласованы методы воспитания каждого из членов семьи; родители не интересуются проблемами сын с вынуждая его разрешать конфликтные ситуации своими си­лами.

Суммируя данные психологической диагностики, можно сделать следующие выводы:

  • ребенок не чувствует себя защищенным и любимым в семье;
  • у него присутствует скрытая вербальная агрессия;
  • наблюдается низкий уровень саморегуляции;
  • имеют место завышенные требования к сыну со стороны ро­дителей, недооценка его способностей.

Для реализации коррекционно-развивающей программы была сформирована подгруппа детей из 3 чел. Занятия проводились в фор­ме воспитательных бесед, игровых упражнений с детьми. Продолжи­тельность занятий — 25-30 мин. В данном случае была выбрана про­грамма. состоящая из 6 занятий (приложение). Для проведения коррекционно-развивающих занятий необходимы условия: сенсорная комната и кабинет песочной терапии.

Проведенная работа оказала позитивное влияние на развитие морально-нравственной сферы ребенка. Саша научился дружелюбно общаться со сверстниками, высказывать свои мысли и решать возни­кающие конфликты конструктивными способами при помощи бесед и нахожде­ния компромиссов. Ребенок усвоил нравственные нормы поведения в обще­стве, больше не берет без спроса чужие вещи. Ребенок научился контролировать свои желания и чувства, стал менее аг­рессивным и возбудимым.

Цели коррекционно-развивающих занятий

  • Знакомство с морально-этическими правилами поведе ния в обществе.
  • Воспитание нравственных чувств и сострадания к людям.
  • Развитие навыков саморегуляции.
  • Снятие агрессивных проявлений.
  • Формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками.

 

Также поменялось и отношение ро­дителей к сыну. Они стали интересовать­ся жизнью ребенка, говорить ему ласковые слова, уделять больше внимания и времени. Родители задумались над тем, что необходимо согласовать методы воспитания ребенка со всеми членами семьи. Но на данный момент этот вопрос пока еще оста­ется открытым, так как в семье сложились довольно сложные отношения. Поэтому родителям была дана рекомендация обратиться за решением этой пробле­мы к семейному психологу.

В процессе работы воспитатели также измени­ли свое отношение к ребенку. Они перестали вос­принимать его как «маленького воришку», стали обращать на ребенка больше внимания, давать ему ответственные поручения.

Таким образом, можно сделать вывод, что вы­бранная индивидуальная программа является ре­зультативной и оказывает положительное влияние на ребенка.