Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 39 "Сказка" города Кызыла Республики Тыва"

Как долго длится адаптационный период в детском саду, если ребенок часто болеет?

Вопрос от родителей группы «Сайзанак».

Как долго длится адаптационный период в детском саду, если ребенок часто болеет?

 

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – привыкание малыша к детскому саду. А привыкнуть к детскому саду не трак-то просто. Поступив в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать отношения. Из привычного мира семьи он попадает в совершенно новые условия. Поэтому вполне понятно, почему малыш с первых дней посещения плачет, тяжело переживает разлуку с мамой. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния, и, возможно даже, в первые дни посещения детского сада он может заболеть. Поэтому в этой ситуации очень важно создать условия для обеспечения ребенку эмоционального комфорта, развития у него навыков общения.

Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детский сад и организации периода адаптации в семье:

Подготовка к детскому саду: Поступление детей в соответствии с графиком приема детей. Укороченное время пребывания в детском саду. Соблюдение рекомендаций по адаптации.

Режим ребенка дома: По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.

Питание: Сбалансированное и рациональное питание. Привитие навыков самостоятельности.

Гимнастика и массаж: По возрасту. Овладение родителями элементарными приемами массажа, лечебной физкультуры (ЛФК), гимнастики.

Закаливание. Закаливание по любой методике, доступной родителям.

Воспитательное воздействие: Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя самостоятельно.

Профилактические прививки: По календарю профилактических прививок, не позднее, чем за месяц до поступления в детский сад.

Профилактика фоновых состояний: По рекомендации врача.

Диспансеризация: Прохождение диспансеризации 1 раз в год.

Процесс адаптации носит глобальный характер, он не ограничивается изменениями, происходящими в сфере эмоций, как это могло бы показаться поверхностному наблюдателю. В его представлении период адаптации протекает следующим образом: «Ребенок пошел в детский сад — обрадовался, а со второго дня как начал плакать, так и прорыдал два месяца. Ну, а потом, конечно, привык. Сейчас ходит спокойно, только вот болеет часто…»

На самом деле «плакал — перестал» это только малая часть подспудно происходящих в ребенке сложнейших и интенсивнейших процессов психофизиологической перестройки. На это уходят все силы малыша, и их не хватает на обеспечение других, привычных сторон жизнедеятельности детского организма: резко падает иммунитет, устойчивость к инфекции, снижается психическая устойчивость, ребенок утомляется, плохо ест и спит, много капризничает, плачет, ноет и т.д.

Именно в этот период вы должны изо всех сил помогать вашему малышу. Нужно огромное терпение, жалость и сочувствие, но ни в коем случае не раздражительность и не негодование. Тогда можно надеяться, что ребенок справится с трудностями, ему станет легче, и вам в свою очередь тоже.

Показатели адаптационных возможностей

ребенка второго – третьего года жизни
Компонент адаптации
Факторы благополучной адаптации
Факторы риска дезадаптации

1
2
4

Психо-физиоло-гический
Стабильное чередование сна и бодрствования.

Умение сигнализировать о своих нуждах.

Координация движений, двигательная целенаправленность.

Сформированность мелких движений рук
Нарушения сна.

Повышенная возбудимость или пассивность, заторможенность.

Двигательное беспокойство, нецеленаправленность движений.

Слабая координированность движений.

Ручная неловкость.

Избирательность в пище.

Неумение сигнализировать о своих нуждах, дискомфорте.

Тремор конечностей.

Нарушение терморегуляции.

Повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям.

Индиви-

дуально – психоло-гический
Способность к самостоятельным действиям.

Целенаправленность действий, настойчивость в достижении целей.

Избирательность, активность внимания.

Положительный эмоциональный фон.

Разнообразие эмоций и способов их выражения.

Любознательность, исследовательская активность
Поинженный или повышенный фон настроения, резкие перепады настроения.

Монотонный плач.

Вредные привычки, невротические действия.

Частые аффективнее реакции.

Сниженный интерес к окружающему

Социально-психологический
Доброжелательность.

Готовность к коммуникативному отклику.

Инициативность в общении.

Положительное отношение к поручениям, просьбам взрослого, стремление их выполнять.

Интерес к действиям взрослого и ровесников.

Стремление к активному подражанию.

Умение выражать свои желания, намерения.

Стремление демонстрировать свои достижения взрослому.

Положительное отношение к оценке взрослого, адекватная реакция на замечания, запреты
Негативные личностные образования: замкнутость, застенчивость, пугливость, капризность.

Недостаточно выраженная потребность к активному подражанию.

Негативный опыт общения с людьми.

Экзальтированная, тревожная привязанность к одному из членов семьи.

Эмоциональная холодность в общении с матерью.

Бедность коммуникативного опыта.

Пассивность в общении.

Боязнь новых взрослых, сверстников.

Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад

Уровень адаптации
Симптоматика адаптации

Легкая
Поведение — нормализуется в течение 1 недели.
Аппетит — снижается, к концу первой недели восстанавливается.
Сон — восстанавливается в течение 2 недель.
Адаптация проходит в течение 1 месяца.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми

Средняя
Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.
Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.
Сон — восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Тяжелая
Поведение — неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.
Аппетит — длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).
Сон — нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.
Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.
Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.
Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке.

Главная задача родителей в период адаптации — создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче, когда он вдруг вспомнит о маме, а воспитатель тут же сможет отвлечь, предложив любимую игрушку или назвав ласково по имени. Опора на знакомое в незнакомой обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в незнакомых для него условиях. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается и деловое сотрудничество взрослого и малыша. Малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психологической защиты.

Клиника адаптации

Как же ребенок проявляет себя в период адаптации?

1. Изменяются формы поведения: аппетит, сон, эмоциональное состояние.

2.Нарушается ориентировочная реакция, игровая, двигательная активность.

Ребенок в это время может отказаться даже от пищи, а компенсировать чувство голода дома, чем недовольны мамы, но такое его поведение естественно в период адаптации. Аппетит значительно нарушается в основном в течение первых пяти дней. Нарушается и сон ребенка – он не спит не только в детском саду, но и дома в результате возбуждения нервной системы. Меняется эмоциональное состояние детей. У каждого ребенка рано или поздно проявляются отрицательные эмоции. Но в большинстве случаев в эмоциональной сфере бывает бурное начало, которое затем сменяется периодом затишья. Данный период следует тщательно контролировать. Ребенок вроде бы примирился с обстановкой, но это патологическое затишье, ненормальное состояние ребенка.

В первый день у ребенка ярко проявляется ориентировочные реакции: Кто это? Что это? И после трех дней пребывания в детском саду, когда малыш все узнает, он как бы застывает. У такого ребенка адаптация всегда протекает тяжело. В это время он боится пространства, предпочитает сидеть где – то в уголке. Начинается потеря воды в организме – ребенок чаще мочится, расстраивается стул. Малыш испытывает повышенное чувство жажды, но пить не просит, на лице его заметно страдание. Кожа становится суховатой, у рта и носа наблюдается синюшность в виде треугольника, ноги холодные, он постоянно мерзнет. Это клиника адаптации, у такого ребенка может повыситься температура, из – за нарушения терморегуляции нарушаются показатели развития: падает вес, замедляется рост. Запаздывает нервно – психическое развитие, особенно речь (говорит только дома). Происходят спазмы сосудов. Клиника имеет место у каждого ребенка, но она может быть разной по степени тяжести.

Факторы, влияющие на адаптацию.

В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье.

Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.

Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следует за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.

Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно следует ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.

Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребенка в детском саду.

Исход адаптации

Адаптационный период считается законченным, если:

- ребенок с аппетитом ест;

- быстро засыпает, вовремя просыпается;

- играет.

Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка:

- если с ребенком систематически занимаются дома, то ребенок растет общительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается за 10-12 дней;

- если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц или более.

Уважаемые родители! Адаптационный период — серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние вашего ребенка, что сказывается на его здоровье. Поэтому вам необходимо:

• Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую ходит ребенок. Даже дома, в воскресные дни, подъем, завтрак и все остальные режимные моменты должны проходить в то же время, что и в детском саду. Например, когда ребенок болеет и не посещает детский сад, укладывая ребенка на дневной сон, вы можете сказать: «Давай ложиться спать, сейчас все дети в детском саду спать ложатся». И так по каждому режимному моменту.

• Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.

• Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.

• Расширяйте «социальный горизонт» ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми. Ребенок должен знать, что родители всегда его любят, не забывают его и всегда заберут своего малыша домой.

• Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.

• Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, выполнять рекомендации врача, медсестры детского сада.

Уважаемые родители, только от вас зависит здоровье вашего малыша! В нашем детском саду в период адаптации родителям рекомендуется в домашних условиях проводить музыкотерапию, которая подбирается на основе проведенной диагностики ребенка строго индивидуально. Музыкотерапия снимает эмоциональное напряжение ребенка, успокаивает. Отнеситесь к музыкотерапии, как к лекарству, которое прописывает вашему ребенку врач – ведь его рекомендации вы выполняете неукоснительно и пропаиваете малыша таблетками, микстурами и другими лекарствами.

Музыкотерапия – это метод, основанный на целительном воздействии музыки на эмоциональное (психологическое) состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. С одной стороны музыка, содержащая ритм, воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом, так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. Подбирая музыкальные произведения можно добиться необходимого эффекта расслабления или повышения активности.

Во-вторых, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т.е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно, имеет для нас определенное значение и вызывает определенные эмоции.

Поэтому использование музыкотерапии в режимных моментах, слушание классической музыки в домашних условиях и в группе детского сада будут у ребенка ассоциироваться с домом, с семьей. Это будет способствовать созданию единого социокультурного психологически безопасного пространства и помогать быстрее адаптироваться ребенку в новых условиях.

Программа музыкотерапии

в режимных моментах

Время
Произведение
Цель

7ч 30мин – 9ч 00мин

Штраус «Вальсы»
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности

11ч 30мин – 12ч 00мин

Барток «Соната для фортепиано»
Снятие напряженности в межличностном общении

12ч 00мин – 12ч 30мин

Лист «Венгерская рапсодия» 1
Снятие эмоционального напряжения

12ч 30мин – 13ч 00мин

Брамс «Колыбельная»
Для общего успокоения

15ч 00мин – 15ч 30мин

Гайдн «Симфония»
Снятие напряженности в межличностном общении

17ч 00мин – 18ч 00мин

Шопен «Прелюдия 1, опус 28
Для поднятия жизненного тонуса, улучшения самочувствия, настроения

Программа музыкотерапии

«Ритмы дня» по произведениям

М. Лазарева «Мамалыш»

Режимный момент
Произведение

Перед едой
«Водичка»

Во время еды
«Кушай»

После еды
«Мелодия после еды»

Во время подготовки ко сну
«Наступила время спать»

Когда дети в кроватк
«Ходит сон»

«Баю – баиньки»

После сна
«Потягушеньки»

«Массажная песенка»

«Топатушки»

После сна (после туалета)
«Водичка»

При подготовке к прогулке
«Прогулка»

Цель музыкотерапии: стабилизация эмоционального состояния детей и взрослых, подготовка к режимным моментам, обеспечение позитивной адаптации

Особенности использования:

громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые рекомендует психолог (в том порядке, в каком рекомендовано, для каждого ребенка индивидуально)

Музыкотерапия — это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем. Музыкотерапия задействует почти весь потенциал человека для целенаправленного позитивного изменения личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса, как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно – искусство жить

Обращайтесь к психологу, приносите флешку для записи музыкальных произведений (можете ее подписать и оставить воспитателю, она передаст ее для записи психологу). Или можете скачать в интернете.

Успехов вам и здоровья вашему малышу!

Список рекомендуемой литературы

Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ермакова С. Пальчиковые игры от года до трех лет. М., 2010.

Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005.

Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Волгоград: «Учитель», 2012.

Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Преодоление тревожности и страхов у детей. Н.Ф. Иванова. Волгоград: «Учитель», 2009.

Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Ю.А. Афонькина. Волгоград: «Учитель», 2012г.

Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005.

Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001–2002 года. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.

Отвечает педагог -психолог ДОУ: Лопарева Анна Самуиловна.